музыка_merged

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена
наоснове «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, сучётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основнойобразовательной программы начального общего образования, а также на основе
характеристикипланируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализацииобучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено
решением ФУМО от02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения
и воспитания,развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных,
метапредметных ипредметныхрезультатовприосвоениипредметнойобласти«Искусство»(Музыка).
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способомкоммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего
школьника —
какспособ,формаиопытсамовыраженияиестественногорадостногомировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить
основыбудущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлениймузыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержанииобразования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор,классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальнойкультуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоениямузыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на
доступныхмузыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активноймузыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка,пониманиеосновных жанровыхособенностей, принципови формразвитиямузыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактовмузыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей,специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным.Значительно более важным является формирование эстетических потребностей,
проживание иосознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе,
другим людям,которыенесётвсебемузыкакак«искусствоинтонируемого смысла»(Б.В.Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения(В.В.Медушевский)являетсяуникальнымпсихологическиммеханизмомдляформир
ования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом
присоставлениипрограммыявляетсяотборрепертуара,которыйдолженсочетатьвсебетакиекачества,как
доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых
национальныхценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является
развитиеэмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественног
оисполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности
вцелом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит
игровымформамдеятельности,которыерассматриваютсякакширокийспектрконкретныхприёмовиметодо
в,внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и

театрализованныхпредставленийкзвуковымимпровизациям,направленнымнаосвоениежанровыхособен
ностей,

элементовмузыкальногоязыка,композиционныхпринципов.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников.
Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование ивоспитаниеделаетнеприменимыми критерииутилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части
всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитанияявляетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмо
ций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира
черезпереживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитаниечуткостиквнутреннемумирудругогочеловекачерезопытсотворчестваисопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующимнаправлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательнойсферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкальногоискусствакакуниверсальногоязыкаобщения,художественногоотражениямногообразияж
изни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
кмузицированию.
Важнейшимизадачамивначальнойшколеявляются:
1. Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия
сприродой,обществом,самим собойчерездоступныеформымузицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение
кобщечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоциональногопе
реживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и
продуктивноговоображения.
5. Овладениепредметнымиумениямиинавыкамивразличныхвидахпрактическогомузицирования.Введ
ениеребёнкавискусствочерезразнообразиевидовмузыкальнойдеятельности,втомчисле:
а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных
инструментах);в)Сочинение(элементыимпровизации,композиции,аран
жировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и
др.);д)Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа
музыки,основныевыразительные средства,элементы музыкальногоязыка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразногострояотечественной музыкальнойкультуры.
8. Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругихстра
н,культур, времён и народов.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего

образованияучебныйпредмет«Музыка»входитвпредметнуюобласть«Искусство»,являетсяобязательным
дляизученияипреподаётсявначальнойшколес1по4классвключительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями
(тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой
дошкольного
иосновногообщегообразования,непрерывностьизученияпредметаиобразовательнойобласти
«Искусство»напротяжениивсегокурсашкольногообучения:
модуль № 1 «Музыкальная
грамота»;модуль № 2 «Народная
музыка России»;модуль № 3 «Музыка
народов
мира»;модуль№4«Духовнаямузыка»;мо
дуль№5«Классическаямузыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная
культура»;модуль№7 «Музыкатеатра и кино»;
модуль№8«Музыкавжизничеловека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную
деятельностьобучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах,
театрализованныхдействиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинамиобразовательнойпрограммы,как«Изобразительноеискусство»,«Литературноеч
тение»,
«Окружающиймир»,«Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов
(неменее1 часа внеделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Модуль"КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА"
Композитор—исполнитель—слушатель
Когоназываюткомпозитором,исполнителем?Нужнолиучитьсяслушатьмузыку?Чтозначит
«уметьслушатьмузыку»?Концерт,концертныйзал.Правилаповедениявконцертномзале.
Композиторы—детям
ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятиежанра.Песня,танец,
марш.
Оркестр
Оркестр—большойколлективмузыкантов.Дирижёр,партитура,репетиция.Жанрконцерта—
музыкальноесоревнование солиста с оркестром.
Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА»
Весьмирзвучит
Звукимузыкальныеишумовые.Свойствазвука:высота,громкость,длительность,тембр.
Звукоряд
Нотныйстан,скрипичныйключ.Нотыпервойоктавы.
Размер
Равномернаяпульсация.Сильныеислабыедоли.Размеры2/4,3/4,4/4.
Интонация
Выразительныеиизобразительныеинтонации.
Ритм
Звукидлинныеикороткие(восьмыеичетвертныедлительности),такт,тактоваячерта.
Ритмическийрисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическаяпартитура.
Музыкальныйязык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато,
легато,акценти др.)
Модуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА»
Главныймузыкальныйсимвол
ГимнРоссии—
главныймузыкальныйсимволнашейстраны.ТрадицииисполненияГимнаРоссии.Другиегимны.
Какойжепраздникбезмузыки?
Музыка,создающаянастроениепраздника.Музыкавцирке,науличномшествии,спортивномпразднике.
Танцы,игрыивеселье
Музыка—игразвуками.Танец—искусствоирадостьдвижения.Примерыпопулярныхтанцев.
Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКАРОССИИ»
Край,вкоторомтыживёшь
МузыкальныетрадициималойРодины.Песни,обряды,музыкальныеинструменты
Русскийфольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор
(игровые,заклички,потешки, считалки, прибаутки)
Русскиенародныемузыкальныеинструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь,
ложки).Инструментальныенаигрыши. Плясовые мелодии
Жанрымузыкальногофольклора
Фольклорныежанры,общиедлявсехнародов:лирические,трудовые,колыбельныепесни,танцыипляски.Т
радиционные музыкальные инструменты
Народныепраздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких
народныхпраздников
Первыеартисты,народныйтеатр
Скоморохи.Ярмарочныйбалаган.Вертеп.
Модуль"МУЗЫКАНАРОДОВМИРА"
Музыканашихсоседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы,
обычаи,музыкальныеинструменты)
Модуль"ДУХОВНАЯМУЗЫКА"
Инструментальнаямузыкавцеркви
Органиегорольвбогослужении.ТворчествоИ.С.Баха

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысло
воеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,метапредметныхипредметных.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального
общегообразования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
ивнеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойп
озитивных ценностныхориентаций, втомчисле вчасти:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения,
уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса
к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии; уважение к
достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать втворческойжизни своей
школы, города,республики.
Духовно-нравственноговоспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничеств
авпроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности.
Эстетическоговоспитания:
восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругих
народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление
ксамовыражениювразных видах искусства.
Ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картинымира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельн
остьвпознании.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактикаумственногоифизическогоутомлениясиспользованиемвозможностеймузыкотерапии.
Трудовоговоспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению
профессий всферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
Экологическоговоспитания:
бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые
приизучениипредмета «Музыка»:
1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливатьоснованиядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённому
признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские
составыидр.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства,сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителемалгоритма;
- выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(прак
тической)задачи наоснове предложенного алгоритма;
- устанавливатьпричинноследственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делатьвыводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительскихнавыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации
совместногомузицирования;
сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболееподход
ящий(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностейпредметаизученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(часть—целое,
причина—следствие);
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённогонаблюден
ия (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента,классификации,сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений
вразличныхусловиях.
Работасинформацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленнуювявном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основаниипредложенногоучителем способа её проверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся)правилаи
нформационнойбезопасности припоискеинформации всетиИнтернет;
анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебнойзадачей;
анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителемалгоритму;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Невербальнаякоммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понятьэмоционально-образноесодержаниемузыкального высказывания;
выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);
передаватьвсобственномисполнениимузыкихудожественноесодержание,выражатьнастроение,

чувства,личноеотношениекисполняемомупроизведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурныенормыи значение интонации вповседневномобщении.
Вербальнаякоммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиямиобщениявзнакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискусси
и;
признавать возможность существования разных точек
зрения;корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;
строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);готовитьнебольшие публичные выступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия,исполнениямузыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной
работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия прирешениипоставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявл
ятьготовностьруководить, выполнятьпоручения,подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобраз
цы.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;выстраиватьпо
следовательностьвыбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности;корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияош
ибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков
личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесияит. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основмузыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности врегулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке какважномуэлементу своей жизни.

Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах,умеютслушатьсерьёзнуюмузыку,знаютправилаповедениявтеатре,концертномзале;
сознательностремятсякразвитиюсвоихмузыкальныхспособностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальныепроизведения,композиторов,исполнителей,которыеимнравятся,аргументироватьсвойв
ыбор;
имеютопытвосприятия,исполнениямузыкиразныхжанров,творческойдеятельностивразличныхсмежн
ыхвидах искусства;
суважениемотносятсякдостижениямотечественноймузыкальнойкультуры;стремятсяк
расширениюсвоегомузыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы
поучебныммодулям идолжны отражатьсформированностьумений:
Модуль«Музыкавжизничеловека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять
песни,посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной
природы,выражающиеразнообразные эмоции,чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённыежанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением),декламационность,эпос (связьсо словом);
осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетическиепереживания,замечатьпрекрасноевокружающем
мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетическихпотребностей.
Модуль«НароднаямузыкаРоссии»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к
родномуфольклору,русскоймузыке, народноймузыкеразличных регионовРоссии;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты;группироватьнародныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения
:духовые,
ударные,струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому
илинародномутворчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов —
народныхиакадемических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной
песни;исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;участвоватьвколлективнойигре/импровизации(вокальной,инструментальной,танце
вальной)на
основеосвоенныхфольклорныхжанров.
Модуль«Музыкальнаяграмота»:
классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие,высокие;
различатьэлементымузыкальногоязыка(темп,тембр,регистр,динамика,ритм,мелодия,аккомпанементи
др.),уметьобъяснитьзначениесоответствующихтерминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различиямузыкальныхи речевых интонаций;
различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контраст,варьирование;
пониматьзначениетермина«музыкальнаяформа»,определятьнаслухпростыемузыкальныеформ
ы—двухчастную,трёхчастнуюитрёхчастнуюрепризную,рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого
диапазона;исполнятьисоздаватьразличныеритмическиерисунки;
исполнятьпесниспростыммелодическимрисунком.
Модуль«Классическаямузыка»:
различатьнаслухпроизведенияклассическоймузыки,называтьавтораипроизведение,исполнительскийс
остав;
различатьихарактеризоватьпростейшиежанрымузыки(песня,танец,марш),вычленятьиназыватьтипичн
ыежанровыепризнакипесни,танцаимаршавсочиненияхкомпозиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические,
вокальныеиинструментальные), знатьих разновидности, приводитьпримеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;восприниматьмузыкувсоответствиисеёнастроением,характером,осознаватьэмоцииичувства
,
вызванныемузыкальнымзвучанием,уметькраткоописатьсвоивпечатленияотмузыкальноговосприятия;
характеризоватьвыразительныесредства,использованныекомпозиторомдлясозданиямузыкальногооб
раза;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе
сходстванастроения,характера, комплексавыразительных средств.
Модуль«Духовнаямузыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать
еёжизненноепредназначение;
исполнятьдоступныеобразцыдуховноймузыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русскойправославнойцеркви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональнойрелигиознойтрадиции
).
Модуль«Музыканародовмира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других
стран;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых
,
струнных,ударно-шумовыхинструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочиненияхпрофессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурнонациональныхтрадицийижанров);
различатьихарактеризоватьфольклорныежанрымузыки(песенные,танцевальные),вычленятьиназывать
типичные жанровые признаки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
всего

Репертуар

контрольные
работы

практические
работы

дляслушания

дляпения

длямузицирова
ния

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Устный
опрос;

resh.edu.ru

Модуль1.Классическаямузыка
1.1.

Композитор —
исполнитель —
слушатель

2

0

0

П.И.Чайковский
"Щелкунчик"М.
И.Глинка"Жаво
ронок""Кошкаб
еспородная"

И.Крутой"Первок
лассники"

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародн
аяпесня

01.09.2022
09.09.2022

Просмотр видеозаписи
концерта.Слушание музыки,
рассматриваниеиллюстраций.Диал
огсучителемпотеме занятия. «Я —
исполнитель».Игра — имитация
исполнительскихдвижений. Игра
«Я — композитор»(сочинение
небольших
попевок,мелодическихфраз).;

1.2.

Композиторы —
детям

1

0

1

С.С.Прокофьев
"Пятнашки"
изфортепианн
огоцикла"Детс
каямузыка"
С.С.Прокофьев
"Марш"
изоперы
"Любовьк
трёмапельсина
м"

И.Крутой"Первок
лассники"

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародн
аяпесня

12.09.2022
16.09.2022

Вокализация, исполнение
Практическая
мелодийинструментальныхпьессослов работа;
ами.Разучивание,исполнениепесен.;

resh.edu.ru

1.3.

Оркестр

2

0

1

Калинка""Мете
лица" "Вополе
берёзастояла"
"Восадуливо
городе"
"Жилиубабуси"

И.Крутой"Первок
лассники"

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародн
аяпесня

19.09.2022
30.09.2022

Слушание музыки в
исполненииоркестра. Просмотр
видеозаписи.Диалогсучителемороли
дирижёра.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

0

1

Е.Крылатов"Кол
ыбельнаямедвед
ицы"В.А.Моцар
т"Турецкиймар
ш"
Русскиенародны
е
песни:солдатски
е,обрядовые,кол
ыбельные

И.Крутой"Первок
лассники"

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародн
аяпесня

03.10.2022
07.10.2022

Знакомство со
звукамимузыкальными и
шумовыми.Различение,
определение на
слухзвуковразличногокачества.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю

5

Модуль2.Музыкальнаяграмота
2.1.

Весьмирзвучит

1

2.2.

Звукоряд

1

0

0

М.С.Толмачёва
"Песенка
про
звукоряд"В.Г
ерчик"Нотны
йхоровод"

Г.Струве"
Песенка
огамме"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

10.10.2022
14.10.2022

Знакомство с элементами
Устный
нотнойзаписи.Различениепонотнойзап опрос;
иси,определение на слух звукоряда
вотличие от
другихпоследовательностейзвуков.;

resh.edu.ru

2.3.

Размер

1

0

0

"Какподгоркой
под
горой""Аннушк
а"чешскаянарод
ная
песняМузыка
измюзиклаР.Ро
джерса"Звуки
музыки"(физми
нутка"Звукоряд
")И.Штраус"Вал
ьс"П.И.Чайковс
кий"Маршдерев
янныхсолдатико
в"А.С.Грибоедо
в"Вальс

Г.Струве"
Песенка
огамме"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

17.10.2022
21.10.2022

Пение с названием нот, игра
наметаллофонезвукорядаотноты«до».
;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

0

0

песня
"Широкастран
а
мояродная"И.
Дунаевский"П
есня
оРодине"А.Але
ксандров"Гимн
России"М.И.Гли
нка"Патриотичес
каяпесня"

песня
"МояРоссия"Г.С
труве

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

24.10.2022
28.10.2022

Разучивание, исполнение
Устный
ГимнаРоссийскойФедерации.Знакомст опрос;
восисторией создания,
правиламиисполнения;

resh.edu.ru

Итогопомодулю

3

Модуль3.Музыкавжизничеловека
3.1.

Главныймуз
ыкальныйсим
вол

Итогопомодулю

1

1

Модуль4.НароднаямузыкаРоссии

4.1.

Русскийфольклор

1

0

0

"Приходите
вгости к нам" песня из
к/ф"Там,
наневедомыхдо
рожках"В.Дашк
евич"Кикимора.
Народныесказан
ия"А.К.Лядов"П
еснякикиморы"
Ольга
Ш."Песенка
проЛешего"Н.М
асленникова"Пе
сняВодяного"
изм/ф
"Летучийкорабл
ь"М.Дунаевский
"БабаЯга"группа
"Ариэль""БабаЯга"П.И.Чайков
ский

"БабаЯга",песенкадразн
илка,обр.
М.Иорданского

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

07.11.2022
11.11.2022

Участие в
коллективнойтрадиционноймузы
кальнойигре.;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

4.2.

Русские
народныемузыкал
ьныеинструменты

3

1

1

"На горетокалина"
русскаянародна
я песня"Ах, вы
сени"русскаяна
роднаямелодия
"Во саду ли,
вогороде"русск
аянародная
песня"Светит
месяц"русская
народнаяпесня

песня
"МояРоссия"Г.С
труве

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

14.11.2022
02.12.2022

Знакомствосвнешнимвидом,о
собенностями исполнения
извучания русских
народныхинструментов.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.3.

Народные
праздники

3

0

1

"Ой, сад
водворе"
русскаянародн
ая
песня"Земелю
шкачернозём"х
ороводнаяпесн
я
"Ой,
честнаяМасле
ница,ой!"
"Прощай,Мас
леница"изопе
ры
Н.А.РимскогоКорсакова
"Снегурочка"П.И.Чайко
вский"Масленица.
Февраль"
изцикла"Време
на

песня
"МояРоссия"
Г.Струве"Ой,
блины,блины,
блины"русская
народнаяпесня

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

05.12.2022
23.12.2022

Просмотр фильма/
мультфильма,рассказывающего
о
символикефольклорногопраздни
ка.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.4.

Первые
артисты,народн
ыйтеатр

1

0

0

Балет"Петру
шка"Страви
нский

песня
"МояРоссия"Г.С
труве

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

26.12.2022
30.12.2022

Разучивание,
исполнениескоморошин.
;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

Итогопомодулю

8

Модуль5.Музыкальнаяграмота
5.1.

Звукоряд

1

0

0

М.С.Толмачёва
"Песенка
про
звукоряд"В.Г
ерчик"Нотны
йхоровод"

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

09.01.2023
13.01.2023

Знакомство с элементами
Устный
нотнойзаписи.Различениепонотнойзап опрос;
иси,определение на слух звукоряда
вотличие от
другихпоследовательностейзвуков.;

resh.edu.ru

5.2.

Интонация

1

0

0

"Адажио"Д.Шт
ейбельт"Первая
утрата"Р.Шума
н
Песня-игра
"Налугу"
"33
родныхсес
трицы"

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

16.01.2023
20.01.2023

Слушание фрагментов
музыкальныхпроизведений,
включающих
примерыизобразительныхинтонаций;

resh.edu.ru

Устный
опрос;

5.3.

Ритм

Итогопомодулю

1

0

1

Г.Свиридов"Вр
емя,вперёд!"П.
И.Чайковский"
Маршдеревянн
ыхсолдатиков"
С.С.Прокофьев"
Полночь"
избалета"Золуш
ка"
Т.Левина"Тиктак"

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

23.01.2023
27.01.2023

Игра «Ритмическое
эхо»,прохлопывание ритма
поритмическим
карточкам,проговаривание с
использованиемритмослогов.
Разучивание,исполнениенаударныхин
струментахритмическойпартитуры.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3

Модуль6.НароднаямузыкаРоссии
6.1.

Край,вкоторомт
ыживёшь

1

0

0

Ю.Чичков"Здра
вствуй,Родина
моя"Д.Б.Кабалев
ский"Наш
край"Г.Струве
"МояРоссия"Г.С
труве "Чтомы
Родинойзовём"

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Ой,прилужку,
при
лужке"
русскаянародн
аяпесня

30.01.2023
03.02.2023

Разучивание, исполнение
образцовтрадиционного фольклора
своейместности, песен, посвящённых
своеймалой родине, песен
композиторов-земляков.;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

6.2.

Жанрымузык
альногофольк
лора

3

1

0

Кант"О,дивныйо
стров
Валаам"Коля
дкаХороводн
аяСолдатска
яБурлацкаяК
олыбельнаяЧ
астушки

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Светит
месяц,светит
ясный"
русскаянародн
аяпесня

13.02.2023
03.03.2023

Разучивание, исполнение
песенразных жанров,
относящихся кфольклору
разных
народовРоссийскойФедерации.
;

Контрольная
работа;

resh.edu.ru

0

0

Музыкальные
миниатюры:"
Выход
волка,лисы,
медведя,
зайца."П.И.Чайк
овский"Марш"
избалета"Щелку
нчик"

Г.Струве"
Песенка
огамме"
"33
родныхсес
трицы"

"Светит
месяц,светит
ясный"
русскаянародн
аяпесня

06.03.2023
17.03.2023

Диалогсучителемозначениимузыкинап Устный
разднике;
опрос;

Итогопомодулю

4

Модуль7.Музыкавжизничеловека
7.1.

Какой
жепраздник
безмузыки?

2

resh.edu.ru

7.2.

Танцы,игрыив
еселье

Итогопомодулю

1

0

0

"Песенказарядка"
В.БогатырёвМузыкально
ритмическаяигра"Кто
живёт в
лесу"Танец"П
яточканосоче
к","Ты
потопайвместес
намитопи
топ"Музыкальноритмиче
скаяигра
"Погремушки"

И.Крутой"Первок
лассники"

"Светит
месяц,светит
ясный"
русскаянародн
аяпесня

10.04.2023
14.04.2023

Проблемнаяситуация:зачемлюдитанцу Устный
ют?;
опрос;

resh.edu.ru

3

Модуль8.Музыкальнаяграмота
8.1.

Ритмический
рисунок

1

0

1

Д.Д.Шостакович
"Марш"
Песнипопевки:"Андрейворобей","
Сорокаворона","Барашеньки
крутороженьки"
Дидактическая
ритмическаяиг
ра"Музыкальн
ыематрёшки"
Электроннаямузыкальнод
идактическаяигра
"Ромашковые
ритмы"

"Плутончики" исполнитель:
гр.Мишель

"Светит
месяц,светит
ясный"
русскаянародн
аяпесня

17.04.2023
21.04.2023

Исполнение, импровизация
спомощьюзвучащихжестов(хлопки,
шлепки, притопы) и/или
ударныхинструментовпростыхритм
ов.;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

8.2.

Музыкальный
язык

1

0

1

операсказкаМ.Красева
"МухаЦокотуха"
"Капельки"В.Па
вленко

"Плутончики" исполнитель:
гр.Мишель

"Светит
месяц,светит
ясный"
русскаянародн
аяпесня

24.04.2023
28.04.2023

Составлениемузыкальногословаря;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

Итогопомодулю

2

Модуль9.Музыканародовмира

9.1.

Музыканаших
соседей

Итогопомодулю

1

0

0

Польскиенародн
ыетанцы:мазурк
а,краковяк,куявя
к,
оберек,
полонез.Польск
иенародные
песни"Висла","
Жаворонок".
Ф.Шопен"Поло
нез"
сибемольмажор
и"Мазурка"
ляминор.

"Плутончики" исполнитель:
гр.Мишель

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародна
я
песня"Ой,прилу
жку,при
лужке"
русскаянародн
аяпесня
"Ой,блины,бли
ны,
блины"
русскаянародна
я
песня
"Светитмесяц
,
светит
ясный"русская
народнаяпесня

01.05.2023
05.05.2023

Знакомство с внешним
видом,особенностями исполнения
извучаниянародныхинструментов.;

Устный
опрос;

resh.edu.ru

0

1

Опера "Волк
исемеро
козлят"Коваль

"Плутончики" исполнитель:
гр.Мишель

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародна
я
песня"Ой,прилу
жку,при
лужке"
русскаянародн
аяпесня
"Ой,блины,бли
ны,
блины"
русскаянародна
я
песня
"Светитмесяц
,
светит
ясный"русская
народнаяпесня

08.05.2023
12.05.2023

Составлениемузыкальногословаря;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

1

Модуль10.Музыкальнаяграмота
10.1.

Музыкальный
язык

Итогопомодулю

1

1

Модуль11.Духовнаямузыка

11.1.

Инструментальная
музыкавцеркви

Итогопомодулю

1

0

1

П.И.Чайковский
"Утренняямоли
тва"
из"Детскогоаль
бома"П.И.Чайко
вский"В
церкви"Перезво
ны

"Прадедушка"
А.Ермолов

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародна
я
песня"Ой,прилу
жку,при
лужке"
русскаянародн
аяпесня
"Ой,блины,бли
ны,
блины"
русскаянародна
я
песня
"Светитмесяц
,
светит
ясный"русская
народнаяпесня

15.05.2023
18.05.2023

Рассматривание
иллюстраций,изображений
органа. Проблемнаяситуация—
выдвижениегипотезопринципах
работы
этогомузыкальногоинструмента.;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

1

0

П.И.Чайковский
"Детскийальбом
"

"Прадедушка"
А.Ермолов

"Вополеберёзас
тояла"
русскаянародна
я
песня"Ой,прилу
жку,при
лужке"
русскаянародн
аяпесня
"Ой,блины,бли
ны,
блины"
русскаянародна
я
песня
"Светитмесяц
,
светит
ясный"русская
народнаяпесня

22.05.2023
25.05.2023

Музыкальнаявикторина.;

Контрольная
работа;

resh.edu.ru

3

10

1

Модуль12.Классическаямузыка
12.1.

Композиторы —
детям

Итогопомодулю

1

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧА 33
СОВ ПОПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темаурока
п/п

Количествочасов

Датаизуч Виды,
ения
формыконтр
всего контрольные практические
оля
работы
работы

1.

Композитор —
исполнитель—слушатель

1

0

0

06.09.2022 Устныйопрос;

2.

Композитор —
исполнитель—слушатель

1

0

1

13.09.2022 Практическая
работа;

3.

Композиторы—детям

1

0

0

20.09.2022 Устныйопрос;

4.

Оркестр

1

0

0

27.09.2022 Устныйопрос;

5.

Оркестр

1

0

1

04.09.2022 Практическая
работа;

6.

Весьмирзвучит

1

0

1

11.10.2022 Практическая
работа;

7.

Звукоряд

1

0

0

18.10.2022 Устныйопрос;

8.

Размер

1

0

0

25.10.2022 Устныйопрос;

9.

Главный
музыкальныйсимвол

1

0

0

15.11.2022 Устныйопрос;

10. Русскийфольклор

1

0

0

22.11.2022 Устныйопрос;

11. Русские
народныемузыкальныеинс
трументы

1

0

1

29.11.2022 Устный
опрос;Практич
ескаяработа;
;

12. Русские
народныемузыкальныеинс
трументы

1

0

1

06.12.2022 Устный
опрос;Практич
ескаяработа;
;

13. Русские
народныемузыкальныеинс
трументы

1

1

0

13.12.2022 Контрольная
работа;

14. Народныепраздники

1

0

0

20.12.2022 Устныйопрос;

15. Народныепраздники

1

0

0

27.12.2022 Устныйопрос;

16. Народныепраздники

1

0

0

17.01.2022 Устныйопрос;

17. Первые артисты,
народныйтеатр

1

0

0

24.01.2022 Устныйопрос;

18. Звукоряд

1

0

0

31.01.2023 Устныйопрос;

19. Интонация

1

0

0

07.02.2023 Устныйопрос;

20. Ритм

1

0

1

14.02.2023 Практическая
работа;

21. Край,вкоторомтыживёшь

1

0

0

28.02.2023 Устныйопрос;

22. Жанры
музыкальногофолькл
ора

1

0

0

07.03.2023 Устныйопрос;

23. Жанры
музыкальногофолькл
ора

1

0

0

14.03.2023 Устныйопрос;

24. Жанры
музыкальногофолькл
ора

1

1

0

21.03.2023 Контрольная
работа;

25. Какой же праздник
безмузыки?

1

0

0

04.04.2023 Устныйопрос;

26. Какой же праздник
безмузыки?

1

0

0

11.04.2023 Устныйопрос;

27. Танцы,игрыивеселье

1

0

0

18.04.2023 Устныйопрос;

28. Ритмическийрисунок

1

0

1

25.04.2023 Практическая
работа;

29. Музыкальныйязык

1

0

1

02.05.2023 Практическая
работа;

30. Музыканашихсоседей

1

0

0

09.05.2023 Устныйопрос;

31. Музыкальныйязык

1

0

1

16.05.2023 Практическая
работа;

32. Инструментальная
музыкавцеркви

1

0

1

23.05.2023 Устныйопрос;

33. Композиторы—детям

1

1

0

30.05.2023 Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

33

3

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Музыка.1класс/КритскаяЕ.Д.;С
ергееваГ.П.;
ШмагинаТ.С.;
Акционерноеобщество«Издательство;
«Просвещение»;
;Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Коллекцииэлектронныхобразовательныхресурсов
«Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам»-http://windows.edu/ru
«Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов»-http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/bibliotekaMеtodkabinet.eu:информационнометодическийкабинетhttp://www.metodkabinet.eu/Каталогобразовательныхресурсовсети«И
нтернет»http://catalog.iot.ru
Российскийобразовательныйпорталhttp://www.school.edu.ruПор
тал«Российскоеобразованиеhttp://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/subhttps://www.solov
eycenter.pro/https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vprmatematika4/https://onlinetestpad.com/ru/testshttps://ww
w.klass39.ru/klassnyeresursy/https://www.uchportal.ru/load/47-22http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18http://internet.chgk.i
nfo/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htmh
ttp://www.creatingmusic.com/http
://music.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в
программе.Наборысюжетных(предметных)картиноквсоответствиистем
атикой.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
Класснаямагнитнаядоска.
Настенная доска с приспособлением для крепления
картинок.Колонки.
Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 059-81-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».