ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начальногообщего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основнойобразовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательномстандартеначального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатамосвоенияучебного предмета,выносимым напромежуточнуюаттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формированиихудожественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетическогоотношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,умений,навыкови развитиятворческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формированиеактивной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,пониманиеролии значенияхудожественнойдеятельности вжизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитиюэстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированиюзрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихсяначальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,художественныхсредстввыразительности,соответствияучебнойзадачи,поставленнойучи телем. Такаярефлексиядетскоготворчестваимеетпозитивныйобучающийхарактер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к историиотечественнойкультуры,выраженнойвеёархитектуре,изобразительномискусстве,внациональны хобразахпредметно-материальнойипространственнойсреды,впониманиикрасотычеловека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чащевсего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (присохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюденияокружающейдействительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности итехнически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре навосприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируетсяпрежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решенияхудожественно-творческихзадач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, приэтом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся,какдлядетей,проявляющихвыдающиесяспособности,такидлядетейинвалидовидетейсОВЗ. Вурочноевремядеятельностьобучающихсяорганизуетсякаквиндивидуальном,такивгрупповомформате сзадачейформированиянавыковсотрудничествавхудожественнойдеятельности. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»ВУЧЕБНОМП ЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразованияучебныйпредмет«Изобразительноеискусство»входитвпредметнуюобласть «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительноеискусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.Изучениесодержаниявсехмодулей в1классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучениедвух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участникамиобразовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, аувеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качествуобучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметныхрезультатовобучения. Наизучениеизобразительногоискусствав1классеотводится1часвнеделю,всего33часа. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Модуль«Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа взависимостиотсодержанияизображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и ихособенности.Приёмы рисованиялинией. Рисованиеснатуры:разныелистьяиихформа. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частейцелого(на основе рисунковживотных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка виденияцелостности.Цельнаяформа и её части. Модуль«Живопись» Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве.Навыкиработыгуашьювуслов иях урока.Краски «гуашь», кисти,бумага цветнаяи белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешениякрасоки получение нового цвета. Эмоциональнаявыразительностьцвета,способывыражениенастроениявизображаемомсюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыковработыгуашью. Эмоциональнаявыразительностьцвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.Живопись(гуашь), аппликацияилисмешаннаятехника. Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиевоображения. Модуль«Скульптура» Изображениевобъёме.Приёмыработыспластилином;дощечка,стек,тряпочка. Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчика,птичкиидр.).Приёмывытягивания,вдавл ивания, сгибания,скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественныхпромыслов(дымковскаяиликаргопольскаяигрушкаилиповыборуучителясучётомместн ыхпромыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.Объёмнаяаппликацияизбумаги и картона. Модуль«Декоративно-прикладноеискусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).Эмоциональноэстетическоевосприятиеобъектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениесорнаментамивпред метахдекоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические ирастительные.Декоративнаякомпозициявкруге или вполосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы надизображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узоракрыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественныхпромыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местныхпромыслов). Дизайнпредмета:изготовлениенаряднойупаковкипутёмскладываниябумагииаппликации. Оригами—созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмыскладываниябумаги. Модуль«Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),обсуждениеособенностей и составныхчастей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрическихтел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёмасимметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картонаилипластилина. Модуль«Восприятиепроизведенийискусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоциональногосодержаниядетских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека взависимостиотпоставленнойаналитическойиэстетическойзадачинаблюдения(установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя всоответствиис изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выборуучителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческихпрактических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценкаэмоциональногосодержанияпроизведений. Модуль«Азбукацифровойграфики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизучаемойтеме. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начальногообразования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российскимтрадиционнымдуховнымценностям, атакже социализацияличности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:уваженияи ценностногоотношенияксвоейРодине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции исоциальнозначимые личностные качества; духовно-нравственноеразвитиеобучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимойдеятельности; позитивныйопытучастиявтворческойдеятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности игуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего идругихнародов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традицийотечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном иизобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а впроцессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний окрасотеи мудрости, заложенныхвкультурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизниобщества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной имировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народови красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условиядля разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другогочеловека,становлениючувстваличной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поискчеловечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося ивоспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогаютшкольнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствуетростусамосознания, осознаниясебякакличности ичлена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимыхотношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком инизком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьниковв отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,природе,труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес кжизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественнойрефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательскойдеятельностиразвиваютсяпривыполнениизаданийкультурноисторическойнаправленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюденияприроды и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствуетактивномунеприятиюдействий,приносящих вредокружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы поосвоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практическогопродукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённымзаданиямпо программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями Пространственныепредставленияисенсорныеспособности: характеризоватьформупредмета,конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;сопоставлятьчастиицелое ввидимомобразе,предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;обобщатьформу составной конструкции; выявлятьианализироватьритмическиеотношениявпространствеивизображении(визуальномобразе)на установленных основаниях; абстрагироватьобразреальностиприпостроенииплоскойкомпозиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;выявлятьианализироватьэмоциональноевоздействиецветовыхотношенийвпространственно й средеиплоскостномизображении. Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: проявлятьисследовательские,экспериментальныедействиявпроцессеосвоениявыразительныхсвойствр азличных художественных материалов; проявлятьтворческиеэкспериментальныедействиявпроцессесамостоятельноговыполненияхудожестве нныхзаданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установокв процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детскогохудожественноготворчества; использоватьнаблюдениядляполученияинформацииобособенностяхобъектовисостоянияприроды,пре дметного мира человека, городскойсреды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственнуюсреду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебнымустановкампо результатампроведённого наблюдения; использоватьзнаково-символическиесредствадлясоставленияорнаментовидекоративныхкомпозиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизнилюдей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструментаанализасодержанияпроизведений; ставитьииспользоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания. Работасинформацией: использоватьэлектронныеобразовательныересурсы; уметьработатьсэлектроннымиучебникамииучебнымипособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровыеэлектронныесредства,справочники,художественныеальбомыидетскиекниги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную впроизведенияхискусства, текстах, таблицахи схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её вразличныхвидах:рисункахи эскизах,электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественныехудожественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,предложенныхучителем; соблюдатьправилаинформационнойбезопасностиприработевсетиИнтернет. 2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями: пониматьискусствовкачествеособогоязыкаобщения—межличностного(автор— зритель),междупоколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,сопоставлятьсвоисужденияссуждениямиучастниковобщения,выявляяикорректноотстаивая своипозициивоценке и понимании обсуждаемогоявления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов впроцессесовместной художественной деятельности; демонстрироватьиобъяснятьрезультатысвоеготворческого,художественногоилиисследовательскогооп ыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и всоответствиис учебнойзадачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, пониматьнамеренияи переживаниясвои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместнойдеятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,подчиняться,ответственноотноситьсяксвоейзадачеподостижениюобщегорезультата. 3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями: внимательноотноситьсяивыполнятьучебныезадачи,поставленныеучителем;соблюдатьпо следовательностьучебныхдействийпривыполнениизадания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок вокружающемпространствеибережноотносяськиспользуемымматериалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельностивпроцессе достижениярезультата. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построениясодержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательномустандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещенияРоссийскойФедерации. Модуль«Графика» Осваиватьнавыкиприменениясвойствпростыхграфическихматериаловвсамостоятельной творческойработевусловияхурока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствамиизобразительногоязыка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризациинаблюдаемойформы какосновы обучениярисунку. Приобретатьопытсозданиярисункапростого(плоского)предметаснатуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственныевеличины. Приобретатьпервичныезнанияинавыкикомпозиционногорасположенияизображенияналисте. Уметьвыбиратьвертикальныйилигоризонтальныйформатлистадлявыполнениясоответствующихзадач рисунка. Восприниматьучебнуюзадачу,поставленнуюучителем,ирешатьеёвсвоейпрактическойхудожественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позицийсоответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания играфическихсредствего выражения(врамках программногоматериала). Модуль«Живопись» Осваиватьнавыкиработыкрасками«гуашь»вусловияхурока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождаеткаждыйцвет. Осознаватьэмоциональноезвучаниецветаиуметьформулироватьсвоёмнениесопоройнаопытжизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и полученияновогоцвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованныепедагогом. Модуль«Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм вприроде(облака, камни, коряги, формы плодови др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной формевобъёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём еёскладывания,надрезания, закручиванияи др. Модуль«Декоративно-прикладноеискусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (вусловиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации сорнаментамивпроизведениях декоративно-прикладногоискусства. Различатьвидыорнаментовпоизобразительныммотивам:растительные,геометрические,анималистичес кие. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.Приобретатьопытсозданияорнаментальнойдекоративнойкомпозиции(стилизова нной: декоративныйцветокилиптица). Приобретатьзнанияозначениииназначенииукрашенийвжизнилюдей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушкиилиповыборуучителясучётомм естных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранногопромысла. Иметьопытисоответствующиевозрастунавыкиподготовкииоформленияобщегопраздника. Модуль«Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям вусловиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемыхзданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрическихтел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективнойигровойдеятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыкианализаего строения. Модуль«Восприятиепроизведенийискусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания исюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебнойзадаче,поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений сучётомучебных задачивизуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимостиотпоставленнойаналитической иэстетической задачи(установки). Осваиватьопытэстетическоговосприятияианалитическогонаблюденияархитектурныхпостроек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значениезрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочнымсюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а такжепроизведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван ГогаилиА. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения книмвсоответствии с учебной установкой. Модуль«Азбукацифровойграфики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюденияприроды. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,насколькозначимо егосодержание и каковакомпозициявкадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Количествочасов всего контрольныер практические аботы работы Датаизуч ения Видыдеятельности Виды,фо рмыконт роля Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Модуль1.Восприятиепроизведенийискусства 1.1. Восприятиедетскихрисунков.Навыкивосприятияпроизведенийдетскоготво рчестваиформированиезрительскихумений. 1 0 0 05.09.2022 09.09.2022 Наблюдать;рас Практическая сматривать;ана работа; лизировать; детскиерисункиспозицийихсодержанияи;сюжета ; настроения;; resh.edu.ru 1.2. Первыепредставленияокомпозиции:науровнеобразноговосприятия.Предст авлениеоразличныххудожественныхматериалах. 0.5 0 0 12.09.2022 14.09.2022 Объяснятьрасположениеизображенияналисте;и выбор вертикального или горизонтального;формата;; Практическая работа;Практ ическаяработ а; resh.edu.ru 1.3. Обсуждениесодержаниярисунка. 0.5 0 0 15.09.2022 16.09.2022 Объяснятьрасположениеизображенияналисте;и выбор вертикального или горизонтального;формата;; Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю1 2 Модуль2.Графика 2.1. Линейныйрисунок. 0.5 0 0 19.09.2022 21.09.2022 Наблюдатьианализироватьхарактерлиний;вп рироде; ; Практическая работа; resh.edu.ru 2.2. Разныевидылиний. 0.5 0 0 22.09.2022 23.09.2022 Создаватьлинейныйрисунок— упражнениенаразныйхарактерлиний; Практическая работа; resh.edu.ru 2.3. Линиивприроде.Ветки(пофотографиям):тонкие— толстые,порывистые,угловатые,плавныеидр. 0.5 0 0 26.09.2022 28.09.2022 Наблюдатьианализироватьхарактерлинийвп рироде; Практическая работа; resh.edu.ru 2.4. Графическиематериалыиихособенности.Приёмырисованиялинией. 0.5 0 0 29.09.2022 30.09.2022 Осваиватьнавыкиработыграфическимиматериала Практическая ми; работа; resh.edu.ru 2.5. Рисунокснатуры:рисуноклистьевразнойформы(треугольный,круглый, овальный,длинный). 1 0 0 03.10.2022 07.10.2022 Выполнятьснатурырисуноклистадерева; Практическая работа; resh.edu.ru 2.6. Последовательностьрисунка. 0.5 0 0 10.10.2022 12.10.2022 Приобретатьопытобобщениявидимойформып редмета; Практическая работа; resh.edu.ru 2.7. Первичныенавыкиопределенияпропорцийипониманияихзначения.Отодн ого пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаемрисункиразныхживотных. 0.5 0 0 13.10.2022 14.10.2022 Осваивать последовательность выполнениярисунка; Практическая работа; resh.edu.ru 2.8. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на 1 сюжетстихотворенияилисюжетизжизнидетей(игрыводворе,впоходеидр.)спр остымивесёлымповествовательнымсюжетом. 0 0 17.10.2022 21.10.2022 Выполнить линейный рисунок на темы стиховС. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.Михалковаидр.(повыборуучителя)спростымв есёлым,озорнымразвитиемсюжета; Практическая работа; resh.edu.ru 2.9. Пятносилуэт.Превращениеслучайногопятнавизображениезверушкиили фантастического зверя. Развитие образного видения и способностицелостного, обобщённого видения. Пятно как основа графическогоизображения. 0.5 0 0 24.10.2022 26.10.2022 Соотноситьформупятнасопытомзрительныхвп ечатлений; Практическая работа; resh.edu.ru 2.10. Тенькакпримерпятна.Теневойтеатр.Силуэт. 0.5 0 0 27.10.2022 28.10.2022 Соотноситьформупятнасопытомзрительныхвп ечатлений; Практическая работа; resh.edu.ru 2.11. Навыкиработынаурокесжидкойкраскойикистью,уходзасвоимрабочим местом. 0.5 0 0 31.10.2022 Учитьсяработатьнаурокесжидкойкраской; Практическая работа; resh.edu.ru 2.12. Рассмотрениеианализсредстввыражения—пятнаилинии— виллюстрацияххудожниковкдетскимкнигам. 0.5 0 0 07.11.2022 09.11.2022 Развиватьнавыкирисованияпопредставлениюив оображению; Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю2 7 Модуль3.Живопись 3.1. Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве. Навыкиработыгуашьювусловияхурока. 1 0 0 10.11.2022 15.11.2022 Осваиватьнавыкиработыгуашьювусловияхшкол ьногоурока; Практическая работа; resh.edu.ru 3.2. Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныескаждымизц ветов.Навыкисмешениякрасокиполученияновогоцвета. 1 0 0 16.11.2022 18.11.2022 Знатьтриосновныхцвета; Практическая работа; resh.edu.ru 3.3. Эмоциональнаявыразительностьцвета. 0.5 0 0 21.11.2022 23.11.2022 Объяснять,какразноенастроениегероевпереданох Практическая удожникомвиллюстрациях; работа; resh.edu.ru 3.4. Цветкаквыражениенастроения,душевногосостояния. 0.5 0 0 24.11.2022 25.11.2022 Обсуждать ассоциативные представления,связанныескаждымцветом; Практическая работа; resh.edu.ru 3.5. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению ивосприятиюразныхпоцветуиформамцветков.Развитиенавыковработыгуа шьюинавыковнаблюдения. 1 0 0 28.11.2022 02.12.2022 Выполнитьгуашьюрисунокцветкаилицветовна основе демонстрируемых фотографий илипопредставлению; Практическая работа; resh.edu.ru 3.6. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные 1 цветовыесостояниявремёнгода.Работагуашью,втехникеаппликациииливсм ешаннойтехнике. 0 0 05.12.2022 09.12.2022 Выполнитьизображенияразныхвремёнгода; Практическая работа; resh.edu.ru 3.7. Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиеассоциативног овоображения. 0 0 13.12.2022 16.12.2022 Осваиватьтехникумонотипиидляразвитияживопи Практическая сныхуменийивоображения; работа; resh.edu.ru Итогопомодулю3 1 6 Модуль4.Скульптура 4.1. Изображениевобъёме.Приёмыработыспластилином;дощечка,стек,тряпочк а. 0.5 0 0 19.12.2022 21.12.2022 Осваиватьпервичныенавыкилепки— изображениявобъёме; Практическая работа; resh.edu.ru 4.2. Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчикаит.д.).Приёмы вытягивания,вдавливания,сгибания,скручивания. 0.5 0 0 22.12.2022 23.12.2022 Лепитьизцелогокускапластилинамелкихзверуше кпутёмвытягивания,вдавливания; Практическая работа; resh.edu.ru 4.3. Бумажнаяпластика.Овладениепервичнымиприёмаминадрезания,закручива 1 ния,складываниявработенадобъёмнойаппликацией. 0 0 26.12.2022 28.12.2022 Рассматривать и характеризовать глиняныеигрушкиизвестныхнародныххудожеств енныхпромыслов; Практическая работа; resh.edu.ru 4.4. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народныххудожественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушки илиповыборуучителясучётомместныхпромыслов). 0.5 0 0 09.01.2023 11.01.2023 Овладевать первичными навыками работывобъёмнойаппликациииколлаже; Практическая работа; resh.edu.ru 4.5. Объёмнаяаппликацияизбумагиикартона. 0.5 0 0 12.01.2023 13.01.2023 Осваивать навыки объёмной аппликации(например, изображение птицы — хвост,хохолок,крыльянаосновепростыхприё мовработысбумагой); Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю4 3 Модуль5.Декоративно-прикладноеискусство 5.1. Узорывприроде. 0.5 0 0 16.01.2023 18.01.2023 Рассматривать и эстетически характеризоватьразличные примеры узоров в природе (наосновефотографий); Практическая работа; resh.edu.ru 5.2. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основефотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектовдействительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами впредметахдекоративно-прикладногоискусства. 0.5 0 0 19.01.2023 20.01.2023 Определятьвпредложенныхорнаментахмоти вы изображения: растительные,геометрические,анималистич еские; Практическая работа; resh.edu.ru 5.3. Представленияосимметрииинаблюдениееёвприроде.Последовательноеведе ние работы над изображением бабочки по представлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузоракрыл ьев. 1 0 0 23.01.2023 27.01.2023 Приобретать опыт использования правилсимметриипривыполнениирисунк а; Практическая работа; resh.edu.ru 5.4. Узорыиорнаменты,создаваемыелюдьми,иразнообразиеихвидов.Орнаменты 0.5 геометрическиеирастительные. 0 0 30.01.2023 03.02.2023 Определятьвпредложенныхорнаментахмоти вы изображения: растительные,геометрические,анималистич еские; Практическая работа; resh.edu.ru 5.5. Декоративнаякомпозициявкругеилиполосе. 0.5 0 0 06.02.2023 10.02.2023 Рассматриватьорнаментывкруге,полосе,квадрате в соответствии с оформляемойпредметнойповерхностью; Практическая работа; resh.edu.ru 5.6. Орнамент,характерныйдляигрушекодногоизнаиболееизвестныхнар одных художественных промыслов. Дымковская, каргопольскаяигрушкаилиповыборуучителясучётомместныхпром ыслов. 1 0 0 13.02.2023 17.02.2023 Приводитьпримерыиделатьассоциативныес опоставления с орнаментами в предметахдекоративноприкладногоискусства; Практическая работа; resh.edu.ru 5.7. Оригами— созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмыскладываниябумаги. 0.5 0 0 01.03.2023 03.03.2023 Осваивать технику оригами, сложениенесложныхфигурок; Практическая работа; resh.edu.ru 5.8. Формаиукрашениебытовыхпредметов. 0.5 0 0 06.03.2023 10.03.2023 Узнаватьоработехудожникапоизготовлениюбыто Практическая выхвещей; работа; resh.edu.ru 5.9. Приёмыбумагопластики.Сумкаилиупаковкаиеёдекор. 1 0 0 13.03.2023 17.03.2023 Осваивать навыки работы с бумагой,ножницами,клеем,подручнымиматериа лами; Практическая работа; resh.edu.ru 0 0 20.03.2023 22.03.2023 Рассматриватьисравниватьразличныезданиявокр ужающеммире(пофотографиям); Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю5 6 Модуль6.Архитектура 6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мирепофотографиям,обсуждениеихособенностейисоставныхчастейздани й. 0.5 6.2. Освоениеприёмовконструированияизбумаги.Складываниеобъёмныхпр остыхгеометрическихтел.Овладениеприёмамисклеиваниядеталей,надр езания,вырезаниядеталей,использованиеприёмовсимметрии. 0.5 0 0 23.03.2023 24.03.2023 Рассматриватьисравниватьразличныезданиявокр ужающеммире(пофотографиям); Практическая работа; resh.edu.ru 6.3. Макетирование(илисозданиеаппликации)пространственнойсредысказочног 1 огородаизбумаги,картонаилипластилина. Итогопомодулю6 0 0 03.04.2023 07.04.2023 Макетироватьвигровойформепространствос казочногогородка(илипостроитьгородокввид еобъёмнойаппликации); Практическая работа; resh.edu.ru 2 Модуль7.Восприятиепроизведенийискусства 7.1. Восприятиепроизведенийдетскоготворчества.Обсуждениесюжетногоиэ моциональногосодержаниядетскихработ. 0.5 0 0 10.04.2023 12.04.2023 Наблюдать, разглядывать, анализироватьдетские работы с позиций их содержания исюжета, настроения, расположения на листе,цветового содержания, соответствия учебнойзадаче,поставленнойучителем; Практическая работа; resh.edu.ru 7.2. Художественноенаблюдениеокружающегомира(мираприроды)ипредметной 0.5 средыжизничеловекавзависимостиотпоставленнойаналитическойиэстетич ескойзадачинаблюдения(установки). 0 0 13.04.2023 14.04.2023 Приобретать опыт эстетического наблюденияприроды на основе эмоциональных впечатленийисучётомвизуальнойустановкиучит еля; Практическая работа; resh.edu.ru 7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основесодержательныхустановокучителявсоответствиисизучаемойтемо й. 0.5 0 0 17.04.2023 19.04.2023 Приобретать опыт зрительских умений,включающихнеобходимыезнания,внима ниекпозиции автора и соотнесение с личнымжизненнымопытомзрителя; Практическая работа; resh.edu.ru 7.4. Знакомствосживописнойкартиной. 0.5 0 0 20.04.2023 21.04.2023 Рассказыватьиобсуждатьзрительскиевпечатлени яимысли; Практическая работа; resh.edu.ru 7.5. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональнымнастроениемилисосказочнымсюжетом.ПроизведенияВ.М. Васнецова,М.А.Врубеляидругиххудожников(повыборуучителя). 1 0 0 24.04.2023 28.04.2023 Знать основные произведения изучаемыххудожников; Практическая работа; resh.edu.ru 7.6. Художникизритель.Освоениезрительскихуменийнаосновеполучаемыхзнан ийитворческихустановокнаблюдения. 0.5 0 0 01.05.2023 03.05.2023 Приобретать опыт зрительских умений,включающихнеобходимыезнания,внима ниекпозиции автора и соотнесение с личнымжизненнымопытомзрителя; Практическая работа; resh.edu.ru 7.7. Ассоциацииизличногоопытаучащихсяиоценкаэмоциональногосодержания произведений. 0.5 0 0 04.05.2023 05.05.2023 Приобретать опыт эстетического наблюденияприроды на основе эмоциональных впечатленийисучётомвизуальнойустановкиучит еля; Практическая работа; resh.edu.ru 7.8. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А.Пластова,К.Моне,В.ВанГогаидругиххудожников(повыборуучителя)пот еме«Временагода» 1 0 0 08.05.2023 12.05.2023 Знать основные произведения изучаемыххудожников; Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю7 5 Модуль8.Азбукацифровойграфики 8.1. Фотографированиемелкихдеталейприроды,запечатлениенафотография хяркихзрительныхвпечатлений. 1 0 0 15.05.2023 18.05.2023 Приобретать опыт фотографирования с цельюэстетического и целенаправленного наблюденияприроды; Практическая работа; resh.edu.ru 8.2. Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизуч 1 аемойтеме. 0 0 22.05.2023 25.05.2023 Приобретать опыт фотографирования с цельюэстетического и целенаправленного наблюденияприроды; Практическая работа; resh.edu.ru Итогопомодулю8 2 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 33 0 0 ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Темаурока п/п Количествочасов Датаизуч Виды,фо ения рмыконт всего контрольные практические роля работы работы 1. Восприятие детскихрисунков. Навыкивосприятия произведенийдетского творчества иформирование зрительскихумений. 1 0 0 02.09.2022 Практическая работа; 2. Первые представления окомпозиции: на уровнеобразноговоспри ятия. Представление о различныххудожественных материалах.Обсуждениесод ержаниярисунка. 1 0 0 09.09.2022 Практическая работа; 3. Линейный рисунок.Разныевидылини й. 1 0 0 16.09.2022 Практическая работа; 4. Линии в природе. Ветки (пофотографиям): тонкие — толстые, порывистые,угловатые, плавные идр.Графические материалы иих особенности. Приёмырисованиялинией. 1 0 0 23.09.2022 Практическая работа; 5. Рисунок с натуры: рисуноклистьев разной формы(треугольный, круглый,овальный,длинны й). 1 0 0 30.09.2022 Практическая работа; 6. Последовательностьрисунк а.Первичные навыкиопределения пропорций ипонимания их значения. Отодного пятна — «тела»,меняяпропорции«ла п» и «шеи», получаем рисункиразныхживотных. 1 0 0 07.10.2022 Практическая работа; 7. 1 Линейный тематическийрисунок (линия-рассказчица)на сюжет стихотворения илисюжет из жизни детей (игрыво дворе, в походе и др.) спростым и весёлымповествовательнымс южетом. 0 0 14.10.2022 Практическая работа; 8. 1 Пятно-силуэт. Превращениеслучайного пятна визображение зверушки илифантастическогозверя. Развитие образного виденияи способности целостного,обобщённого видения. Пятнокак основа графическогоизображения.Т ень какпример пятна. Теневой театр.Силуэт. 0 0 21.10.2022 Практическая работа; 9. 1 Навыки работы на уроке сжидкой краской и кистью,уход за своим рабочимместом.Рассмотрени е ианализ средств выражения —пятна и линии — виллюстрациях художников кдетскимкнигам. 0 0 28.10.2022 Практическая работа; 10. Цвет как одно из главныхсредств выражения визобразительном искусстве.Навыки работы гуашью вусловияхурока 1 0 0 11.11.2022 Практическая работа; 11. Три основных цвета.Ассоциативныепредс тавления, связанные скаждым из цветов. Навыкисмешения красок иполученияновогоцвета. 1 0 0 18.11.2022 Практическая работа; 12. Эмоциональнаявыразительн ость цвета.Цветкак выражение настроения,душевногососто яния. 1 0 0 25.11.2022 Практическая работа; 13. Н а ш м и р у к р а ш а ю т ц 1 ве т ы. Живописноеизображениепоп редстав л ению ив осприя т ию раз ныхпоцв етуифо р м а м ц в е т к о в. Р а з в ит и е н а в ы к о в р а б о т ы гу а ш ь ю и н а в ы к о в н а блюде н и я. 0 0 02.12.2022 Практическая работа; 14. Тематическаякомпозиция «Временагода».Контрастные цветовыесостояния времён года.Работа гуашью, в техникеаппликации или в смешаннойтехнике. 1 0 0 09.12.2022 Практическая работа; 15. Техника монотипии.Представления о симметрии.Развитие ассоциативноговоображения . 1 0 0 16.12.2022 Практическая работа; 16. Изображение в объёме.Приёмы работы спластилином; дощечка, стек,тряпочка.Лепка зверушек изцельной формы (черепашки,ёжика,зайчикаит .д.). Приёмы вытягивания,вдавливан ия, сгибания,скручивания. 1 0 0 23.12.2022 Практическая работа; 17. Лепка игрушки по мотивамодного из наиболееизвестных народныххудожественных промыслов(дымковская, каргопольскаяигрушки или по выборуучителя с учётом местныхпромыслов). 1 0 0 30.12.2022 Практическая работа; 18. Объёмная аппликация избумаги и картона.Бумажнаяпластика. Овладениепервичными приёмаминадрезания, закручивания,складывания в работе надобъёмнойаппликацией. 1 0 0 13.01.2023 Практическая работа; 19. Узоры 1 вприроде.Наблюдение узоровв живой природе (в условияхурока на основефотографий). Эмоциональноэстетическоево сприятие объектовдействительности. Ассоциативноесопоставл ение сорнаментами в предметахдекоративноприкладногоискусства. 0 0 20.01.2023 Практическая работа; 20. Представления о симметриии наблюдение её в природе.Последовательное ведениеработы над изображениембабочки по представлению,использован ие линиисимметрии при составленииузоракрыльев. 1 0 0 27.01.2023 Практическая работа; 21. Узоры и 1 орнаменты,создаваемые людьми, иразнообразие их видов.Орнаменты геометрические ирастительные.Декоративная композиция в круге илиполосе. 0 0 03.02.2023 Практическая работа; 22. Орнамент, характерный дляигрушек одного из наиболееизвестных народныххудожественных промыслов.Дымковская, каргопольскаяигрушка или по выборуучителя с учётом местныхпромыслов. 1 0 0 10.02.2023 Практическая работа; 23. Оригами — созданиеигрушки для новогоднейёлки. Приёмы складываниябумагиФорма и украшениебытовыхпредме тов. 1 0 0 17.02.2023 Практическая работа; 24. Приёмы бумагопластики.Сумка или упаковка и еёдекор. 1 0 0 03.03.2023 Практическая работа; 25. Наблюдениеразнооб раз ия 1 архит ек турны х п о с т р о е к в о к р у ж аю щ е м м и р е п о ф о т о г ра ф и я м, о б с у ж д е н и е их о с о б е н н о с т е й и с о ст а в н ы х ч а с тейздан ий.Освоениеприёмовк о н с т р у и р о в а н и я и збу м а г и. Скла ды ва н и еобъёмныхпростых гео м е тр и че с ки х те л. Овладение приёмамисклеивания деталей,надрезания, вырезани я д е та л е й, и с п о л ь з о в а н и еп р и ё м о вс и м м е тр и и. 0 0 10.03.2023 Практическая работа; 26. Макетирование (илисоздание 1 аппликации)пространственн ой средысказочного города из бумаги,картонаилипластили на. 0 0 17.03.2023 Практическая работа; 27. Восприятие 1 произведенийдетскоготво рчества. Обсуждение сюжетного иэмоционального содержаниядетскихработХуд ожественноенаблюдение окружающегомира (мира природы) ипредметной среды жизничеловека в зависимости отпоставленной аналитическойи эстетической задачинаблюдения(установк и). 0 0 07.04.2023 Практическая работа; 28. Рассматриваниеиллюстраци 1 й к детскимкнигам на основесодержательных установокучителя в соответствии сизучаемой темой.Знакомствосживописн ойкартиной. 0 0 14.04.2023 Практическая работа; 29. Обсуждение произведений 1 сярко выраженнымэмоциональным настроениемили со сказочным сюжетом.Произведения В. М.Васнецова, М. А. Врубеля идругих художников (повыборуучителя). 0 0 21.04.2023 Практическая работа; 30. Художник и зритель.Освоение зрительскихумений на основеполучаемых знаний итворческих установокнаблюдения.Ассо циации изличного опыта учащихся иоценка эмоциональногосодержани япроизведений. 1 0 0 28.04.2023 Практическая работа; 31. Произведения И. И.Левитана, А. Г. ВенециановаИ. И. Шишкина, А. А.Пластова, К. Моне, В. ВанГога и других художников(повыборуучите ля)потеме «Временагода» 1 0 0 05.05.2023 Практическая работа; 32. Фотографирование мелкихдеталей природы,запечатление на фотографияхярких зрительныхвпечатлений. 1 0 0 12.05.2023 Практическая работа; 33. Обсуждение в условияхурока ученическихфотографий,соо тветствующих изучаемойтеме. 1 0 0 19.05.2023 Практическая работа; ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ 33 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Изобразительноеискусство.1класс/КузинВ.С.,КубышкинаЭ.И.,БогатырёвЯ.М.,ООО«ДРОФА»;АО«Из дательство Просвещение»; Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.;Акционерное; общество«Издательство«Просвещение»;;Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ НеменскийБ.М.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству.1-4 . Пособие дляучителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева,: под редакцией Б.М. Неменского М.:Просвещение2020. ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ resh.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ учебник ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ листА4,А3краски,кисти.