изо

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне
начальногообщего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основнойобразовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательномстандартеначального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к
результатамосвоенияучебного предмета,выносимым напромежуточнуюаттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формированиихудожественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетическогоотношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний,умений,навыкови развитиятворческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формированиеактивной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства,пониманиеролии значенияхудожественнойдеятельности вжизни
людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных
искусств(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры,
декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание
уделено развитиюэстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и
формированиюзрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Для учащихсяначальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского
творчества,умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них
содержания,художественныхсредстввыразительности,соответствияучебнойзадачи,поставленнойучи
телем.
Такаярефлексиядетскоготворчестваимеетпозитивныйобучающийхарактер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
историиотечественнойкультуры,выраженнойвеёархитектуре,изобразительномискусстве,внациональны
хобразахпредметно-материальнойипространственнойсреды,впониманиикрасотычеловека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но
чащевсего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы
(присохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического
наблюденияокружающейдействительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности
итехнически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая
художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного
времени. При опоре навосприятие произведений искусства художественно-эстетическое
отношение к миру формируетсяпрежде всего в собственной художественной деятельности, в
процессе практического решенияхудожественно-творческихзадач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет,
приэтом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств
обучающихся,какдлядетей,проявляющихвыдающиесяспособности,такидлядетейинвалидовидетейсОВЗ.
Вурочноевремядеятельностьобучающихсяорганизуетсякаквиндивидуальном,такивгрупповомформате
сзадачейформированиянавыковсотрудничествавхудожественнойдеятельности.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»ВУЧЕБНОМП

ЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общегообразованияучебныйпредмет«Изобразительноеискусство»входитвпредметнуюобласть

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета
«Изобразительноеискусство» структурировано как система тематических модулей и входит в
учебный план 1—4классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного
учебного часа в неделю.Изучениесодержаниявсехмодулей в1классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его
изучениедвух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой
участникамиобразовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для
изучения, аувеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует
качествуобучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и
метапредметныхрезультатовобучения.
Наизучениеизобразительногоискусствав1классеотводится1часвнеделю,всего33часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Модуль«Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа
взависимостиотсодержанияизображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и
ихособенности.Приёмы рисованиялинией.
Рисованиеснатуры:разныелистьяиихформа.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения
частейцелого(на основе рисунковживотных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
виденияцелостности.Цельнаяформа и её части.
Модуль«Живопись»
Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве.Навыкиработыгуашьювуслов
иях урока.Краски «гуашь», кисти,бумага цветнаяи белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешениякрасоки получение нового цвета.
Эмоциональнаявыразительностьцвета,способывыражениенастроениявизображаемомсюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыковработыгуашью. Эмоциональнаявыразительностьцвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён
года.Живопись(гуашь), аппликацияилисмешаннаятехника.
Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиевоображения.
Модуль«Скульптура»
Изображениевобъёме.Приёмыработыспластилином;дощечка,стек,тряпочка.
Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчика,птичкиидр.).Приёмывытягивания,вдавл
ивания, сгибания,скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественныхпромыслов(дымковскаяиликаргопольскаяигрушкаилиповыборуучителясучётомместн
ыхпромыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания,
складывания.Объёмнаяаппликацияизбумаги и картона.
Модуль«Декоративно-прикладноеискусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий).Эмоциональноэстетическоевосприятиеобъектовдействительности.Ассоциативноесопоставлениесорнаментамивпред
метахдекоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические
ирастительные.Декоративнаякомпозициявкруге или вполосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы
надизображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении
узоракрыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественныхпромыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с
учётом местныхпромыслов).
Дизайнпредмета:изготовлениенаряднойупаковкипутёмскладываниябумагииаппликации.

Оригами—созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмыскладываниябумаги.
Модуль«Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям),обсуждениеособенностей и составныхчастей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрическихтел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приёмасимметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги,
картонаилипластилина.
Модуль«Восприятиепроизведенийискусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоциональногосодержаниядетских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека
взависимостиотпоставленнойаналитическойиэстетическойзадачинаблюдения(установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя
всоответствиис изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной,написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие
по выборуучителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческихпрактических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценкаэмоциональногосодержанияпроизведений.
Модуль«Азбукацифровойграфики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизучаемойтеме.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начальногообразования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российскимтрадиционнымдуховнымценностям, атакже социализацияличности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:уваженияи ценностногоотношенияксвоейРодине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции
исоциальнозначимые личностные качества;
духовно-нравственноеразвитиеобучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимойдеятельности;
позитивныйопытучастиявтворческойдеятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности
игуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего
идругихнародов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традицийотечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном иизобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а впроцессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности
конкретных знаний окрасотеи мудрости, заложенныхвкультурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизниобщества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной имировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народови красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы
создают условиядля разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другогочеловека,становлениючувстваличной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося,приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поискчеловечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося ивоспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством
помогаютшкольнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей
способствуетростусамосознания, осознаниясебякакличности ичлена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимыхотношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о
высоком инизком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций
школьниковв отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в
отношении к семье,природе,труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес
кжизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественнойрефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательскойдеятельностиразвиваютсяпривыполнениизаданийкультурноисторическойнаправленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюденияприроды и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствуетактивномунеприятиюдействий,приносящих вредокружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы
поосвоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практическогопродукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива,понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками,работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования
к определённымзаданиямпо программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями
Пространственныепредставленияисенсорныеспособности:
характеризоватьформупредмета,конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе;сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм
и предметов;сопоставлятьчастиицелое ввидимомобразе,предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой;обобщатьформу составной конструкции;
выявлятьианализироватьритмическиеотношениявпространствеивизображении(визуальномобразе)на
установленных основаниях;
абстрагироватьобразреальностиприпостроенииплоскойкомпозиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных
объектах;выявлятьианализироватьэмоциональноевоздействиецветовыхотношенийвпространственно
й
средеиплоскостномизображении.
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
проявлятьисследовательские,экспериментальныедействиявпроцессеосвоениявыразительныхсвойствр
азличных художественных материалов;
проявлятьтворческиеэкспериментальныедействиявпроцессесамостоятельноговыполненияхудожестве
нныхзаданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных
установокв процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
детскогохудожественноготворчества;
использоватьнаблюдениядляполученияинформацииобособенностяхобъектовисостоянияприроды,пре
дметного мира человека, городскойсреды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственнуюсреду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебнымустановкампо результатампроведённого наблюдения;
использоватьзнаково-символическиесредствадлясоставленияорнаментовидекоративныхкомпозиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизнилюдей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструментаанализасодержанияпроизведений;
ставитьииспользоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания.
Работасинформацией:
использоватьэлектронныеобразовательныересурсы;

уметьработатьсэлектроннымиучебникамииучебнымипособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровыеэлектронныесредства,справочники,художественныеальбомыидетскиекниги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную
впроизведенияхискусства, текстах, таблицахи схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её
вразличныхвидах:рисункахи эскизах,электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественныехудожественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе
установок и квестов,предложенныхучителем;
соблюдатьправилаинформационнойбезопасностиприработевсетиИнтернет.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями:
пониматьискусствовкачествеособогоязыкаобщения—межличностного(автор—
зритель),междупоколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам,сопоставлятьсвоисужденияссуждениямиучастниковобщения,выявляяикорректноотстаивая
своипозициивоценке и понимании обсуждаемогоявления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов
впроцессесовместной художественной деятельности;
демонстрироватьиобъяснятьрезультатысвоеготворческого,художественногоилиисследовательскогооп
ыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и
всоответствиис учебнойзадачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
пониматьнамеренияи переживаниясвои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместнойдеятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять
поручения,подчиняться,ответственноотноситьсяксвоейзадачеподостижениюобщегорезультата.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Обучающиесядолжныовладетьследующимидействиями:
внимательноотноситьсяивыполнятьучебныезадачи,поставленныеучителем;соблюдатьпо
следовательностьучебныхдействийпривыполнениизадания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок
вокружающемпространствеибережноотносяськиспользуемымматериалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своейдеятельностивпроцессе достижениярезультата.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построениясодержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному
образовательномустандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства
просвещенияРоссийскойФедерации.
Модуль«Графика»
Осваиватьнавыкиприменениясвойствпростыхграфическихматериаловвсамостоятельной

творческойработевусловияхурока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со
средствамиизобразительногоязыка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризациинаблюдаемойформы какосновы обучениярисунку.
Приобретатьопытсозданиярисункапростого(плоского)предметаснатуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственныевеличины.
Приобретатьпервичныезнанияинавыкикомпозиционногорасположенияизображенияналисте.
Уметьвыбиратьвертикальныйилигоризонтальныйформатлистадлявыполнениясоответствующихзадач
рисунка.
Восприниматьучебнуюзадачу,поставленнуюучителем,ирешатьеёвсвоейпрактическойхудожественной
деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позицийсоответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке
содержания играфическихсредствего выражения(врамках программногоматериала).
Модуль«Живопись»
Осваиватьнавыкиработыкрасками«гуашь»вусловияхурока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые
рождаеткаждыйцвет.
Осознаватьэмоциональноезвучаниецветаиуметьформулироватьсвоёмнениесопоройнаопытжизненных
ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
полученияновогоцвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованныепедагогом.
Модуль«Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм
вприроде(облака, камни, коряги, формы плодови др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной
формевобъёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём
еёскладывания,надрезания, закручиванияи др.
Модуль«Декоративно-прикладноеискусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе
(вусловиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать
ассоциации сорнаментамивпроизведениях декоративно-прикладногоискусства.
Различатьвидыорнаментовпоизобразительныммотивам:растительные,геометрические,анималистичес
кие.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.Приобретатьопытсозданияорнаментальнойдекоративнойкомпозиции(стилизова
нной:
декоративныйцветокилиптица).
Приобретатьзнанияозначениииназначенииукрашенийвжизнилюдей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушкиилиповыборуучителясучётомм

естных

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки
выбранногопромысла.
Иметьопытисоответствующиевозрастунавыкиподготовкииоформленияобщегопраздника.
Модуль«Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям
вусловиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части
рассматриваемыхзданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрическихтел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективнойигровойдеятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные
навыкианализаего строения.
Модуль«Восприятиепроизведенийискусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания
исюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия
учебнойзадаче,поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений
сучётомучебных задачивизуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимостиотпоставленнойаналитической иэстетической задачи(установки).
Осваиватьопытэстетическоговосприятияианалитическогонаблюденияархитектурныхпостроек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать
значениезрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со
сказочнымсюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а
такжепроизведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван
ГогаилиА. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения
книмвсоответствии с учебной установкой.
Модуль«Азбукацифровойграфики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюденияприроды.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок,насколькозначимо егосодержание и каковакомпозициявкадре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов
всего

контрольныер практические
аботы
работы

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

Модуль1.Восприятиепроизведенийискусства
1.1.

Восприятиедетскихрисунков.Навыкивосприятияпроизведенийдетскоготво
рчестваиформированиезрительскихумений.

1

0

0

05.09.2022
09.09.2022

Наблюдать;рас
Практическая
сматривать;ана
работа;
лизировать;
детскиерисункиспозицийихсодержанияи;сюжета
;
настроения;;

resh.edu.ru

1.2.

Первыепредставленияокомпозиции:науровнеобразноговосприятия.Предст
авлениеоразличныххудожественныхматериалах.

0.5

0

0

12.09.2022
14.09.2022

Объяснятьрасположениеизображенияналисте;и
выбор вертикального или
горизонтального;формата;;

Практическая
работа;Практ
ическаяработ
а;

resh.edu.ru

1.3.

Обсуждениесодержаниярисунка.

0.5

0

0

15.09.2022
16.09.2022

Объяснятьрасположениеизображенияналисте;и
выбор вертикального или
горизонтального;формата;;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю1

2

Модуль2.Графика
2.1.

Линейныйрисунок.

0.5

0

0

19.09.2022
21.09.2022

Наблюдатьианализироватьхарактерлиний;вп
рироде;
;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.2.

Разныевидылиний.

0.5

0

0

22.09.2022
23.09.2022

Создаватьлинейныйрисунок—
упражнениенаразныйхарактерлиний;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.3.

Линиивприроде.Ветки(пофотографиям):тонкие—
толстые,порывистые,угловатые,плавныеидр.

0.5

0

0

26.09.2022
28.09.2022

Наблюдатьианализироватьхарактерлинийвп
рироде;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.4.

Графическиематериалыиихособенности.Приёмырисованиялинией.

0.5

0

0

29.09.2022
30.09.2022

Осваиватьнавыкиработыграфическимиматериала Практическая
ми;
работа;

resh.edu.ru

2.5.

Рисунокснатуры:рисуноклистьевразнойформы(треугольный,круглый,
овальный,длинный).

1

0

0

03.10.2022
07.10.2022

Выполнятьснатурырисуноклистадерева;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.6.

Последовательностьрисунка.

0.5

0

0

10.10.2022
12.10.2022

Приобретатьопытобобщениявидимойформып
редмета;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.7.

Первичныенавыкиопределенияпропорцийипониманияихзначения.Отодн
ого пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи»,
получаемрисункиразныхживотных.

0.5

0

0

13.10.2022
14.10.2022

Осваивать последовательность
выполнениярисунка;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на
1
сюжетстихотворенияилисюжетизжизнидетей(игрыводворе,впоходеидр.)спр
остымивесёлымповествовательнымсюжетом.

0

0

17.10.2022
21.10.2022

Выполнить линейный рисунок на темы
стиховС. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса,
С.
В.Михалковаидр.(повыборуучителя)спростымв
есёлым,озорнымразвитиемсюжета;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.9.

Пятносилуэт.Превращениеслучайногопятнавизображениезверушкиили
фантастического зверя. Развитие образного видения и
способностицелостного, обобщённого видения. Пятно как основа
графическогоизображения.

0.5

0

0

24.10.2022
26.10.2022

Соотноситьформупятнасопытомзрительныхвп
ечатлений;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.10.

Тенькакпримерпятна.Теневойтеатр.Силуэт.

0.5

0

0

27.10.2022
28.10.2022

Соотноситьформупятнасопытомзрительныхвп
ечатлений;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.11.

Навыкиработынаурокесжидкойкраскойикистью,уходзасвоимрабочим
местом.

0.5

0

0

31.10.2022

Учитьсяработатьнаурокесжидкойкраской;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2.12.

Рассмотрениеианализсредстввыражения—пятнаилинии—
виллюстрацияххудожниковкдетскимкнигам.

0.5

0

0

07.11.2022
09.11.2022

Развиватьнавыкирисованияпопредставлениюив
оображению;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю2

7

Модуль3.Живопись
3.1.

Цветкакодноизглавныхсредстввыражениявизобразительномискусстве.
Навыкиработыгуашьювусловияхурока.

1

0

0

10.11.2022
15.11.2022

Осваиватьнавыкиработыгуашьювусловияхшкол
ьногоурока;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3.2.

Триосновныхцвета.Ассоциативныепредставления,связанныескаждымизц
ветов.Навыкисмешениякрасокиполученияновогоцвета.

1

0

0

16.11.2022
18.11.2022

Знатьтриосновныхцвета;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3.3.

Эмоциональнаявыразительностьцвета.

0.5

0

0

21.11.2022
23.11.2022

Объяснять,какразноенастроениегероевпереданох Практическая
удожникомвиллюстрациях;
работа;

resh.edu.ru

3.4.

Цветкаквыражениенастроения,душевногосостояния.

0.5

0

0

24.11.2022
25.11.2022

Обсуждать ассоциативные
представления,связанныескаждымцветом;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению
ивосприятиюразныхпоцветуиформамцветков.Развитиенавыковработыгуа
шьюинавыковнаблюдения.

1

0

0

28.11.2022
02.12.2022

Выполнитьгуашьюрисунокцветкаилицветовна
основе демонстрируемых фотографий
илипопредставлению;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3.6.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные
1
цветовыесостояниявремёнгода.Работагуашью,втехникеаппликациииливсм
ешаннойтехнике.

0

0

05.12.2022
09.12.2022

Выполнитьизображенияразныхвремёнгода;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

3.7.

Техникамонотипии.Представленияосимметрии.Развитиеассоциативног
овоображения.

0

0

13.12.2022
16.12.2022

Осваиватьтехникумонотипиидляразвитияживопи Практическая
сныхуменийивоображения;
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю3

1

6

Модуль4.Скульптура
4.1.

Изображениевобъёме.Приёмыработыспластилином;дощечка,стек,тряпочк
а.

0.5

0

0

19.12.2022
21.12.2022

Осваиватьпервичныенавыкилепки—
изображениявобъёме;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.2.

Лепказверушекизцельнойформы(черепашки,ёжика,зайчикаит.д.).Приёмы
вытягивания,вдавливания,сгибания,скручивания.

0.5

0

0

22.12.2022
23.12.2022

Лепитьизцелогокускапластилинамелкихзверуше
кпутёмвытягивания,вдавливания;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.3.

Бумажнаяпластика.Овладениепервичнымиприёмаминадрезания,закручива 1
ния,складываниявработенадобъёмнойаппликацией.

0

0

26.12.2022
28.12.2022

Рассматривать и характеризовать
глиняныеигрушкиизвестныхнародныххудожеств
енныхпромыслов;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных
народныххудожественныхпромыслов(дымковская,каргопольскаяигрушки
илиповыборуучителясучётомместныхпромыслов).

0.5

0

0

09.01.2023
11.01.2023

Овладевать первичными навыками
работывобъёмнойаппликациииколлаже;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

4.5.

Объёмнаяаппликацияизбумагиикартона.

0.5

0

0

12.01.2023
13.01.2023

Осваивать навыки объёмной
аппликации(например, изображение птицы
—
хвост,хохолок,крыльянаосновепростыхприё
мовработысбумагой);

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю4

3

Модуль5.Декоративно-прикладноеискусство
5.1.

Узорывприроде.

0.5

0

0

16.01.2023
18.01.2023

Рассматривать и эстетически
характеризоватьразличные примеры узоров в
природе (наосновефотографий);

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.2.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основефотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие
объектовдействительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами впредметахдекоративно-прикладногоискусства.

0.5

0

0

19.01.2023
20.01.2023

Определятьвпредложенныхорнаментахмоти
вы изображения:
растительные,геометрические,анималистич
еские;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.3.

Представленияосимметрииинаблюдениееёвприроде.Последовательноеведе
ние работы над изображением бабочки по
представлению,использованиелиниисимметрииприсоставленииузоракрыл
ьев.

1

0

0

23.01.2023
27.01.2023

Приобретать опыт использования
правилсимметриипривыполнениирисунк
а;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.4.

Узорыиорнаменты,создаваемыелюдьми,иразнообразиеихвидов.Орнаменты 0.5
геометрическиеирастительные.

0

0

30.01.2023
03.02.2023

Определятьвпредложенныхорнаментахмоти
вы изображения:
растительные,геометрические,анималистич
еские;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.5.

Декоративнаякомпозициявкругеилиполосе.

0.5

0

0

06.02.2023
10.02.2023

Рассматриватьорнаментывкруге,полосе,квадрате
в соответствии с
оформляемойпредметнойповерхностью;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.6.

Орнамент,характерныйдляигрушекодногоизнаиболееизвестныхнар
одных
художественных
промыслов.
Дымковская,
каргопольскаяигрушкаилиповыборуучителясучётомместныхпром
ыслов.

1

0

0

13.02.2023
17.02.2023

Приводитьпримерыиделатьассоциативныес
опоставления с орнаментами в
предметахдекоративноприкладногоискусства;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.7.

Оригами—
созданиеигрушкидляновогоднейёлки.Приёмыскладываниябумаги.

0.5

0

0

01.03.2023
03.03.2023

Осваивать технику оригами,
сложениенесложныхфигурок;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

5.8.

Формаиукрашениебытовыхпредметов.

0.5

0

0

06.03.2023
10.03.2023

Узнаватьоработехудожникапоизготовлениюбыто Практическая
выхвещей;
работа;

resh.edu.ru

5.9.

Приёмыбумагопластики.Сумкаилиупаковкаиеёдекор.

1

0

0

13.03.2023
17.03.2023

Осваивать навыки работы с
бумагой,ножницами,клеем,подручнымиматериа
лами;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

0

0

20.03.2023
22.03.2023

Рассматриватьисравниватьразличныезданиявокр
ужающеммире(пофотографиям);

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю5

6

Модуль6.Архитектура
6.1.

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем
мирепофотографиям,обсуждениеихособенностейисоставныхчастейздани
й.

0.5

6.2.

Освоениеприёмовконструированияизбумаги.Складываниеобъёмныхпр
остыхгеометрическихтел.Овладениеприёмамисклеиваниядеталей,надр
езания,вырезаниядеталей,использованиеприёмовсимметрии.

0.5

0

0

23.03.2023
24.03.2023

Рассматриватьисравниватьразличныезданиявокр
ужающеммире(пофотографиям);

Практическая
работа;

resh.edu.ru

6.3.

Макетирование(илисозданиеаппликации)пространственнойсредысказочног 1
огородаизбумаги,картонаилипластилина.

Итогопомодулю6

0

0

03.04.2023
07.04.2023

Макетироватьвигровойформепространствос
казочногогородка(илипостроитьгородокввид
еобъёмнойаппликации);

Практическая
работа;

resh.edu.ru

2

Модуль7.Восприятиепроизведенийискусства
7.1.

Восприятиепроизведенийдетскоготворчества.Обсуждениесюжетногоиэ
моциональногосодержаниядетскихработ.

0.5

0

0

10.04.2023
12.04.2023

Наблюдать, разглядывать,
анализироватьдетские работы с позиций их
содержания исюжета, настроения,
расположения на листе,цветового
содержания, соответствия
учебнойзадаче,поставленнойучителем;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.2.

Художественноенаблюдениеокружающегомира(мираприроды)ипредметной 0.5
средыжизничеловекавзависимостиотпоставленнойаналитическойиэстетич
ескойзадачинаблюдения(установки).

0

0

13.04.2023
14.04.2023

Приобретать опыт эстетического
наблюденияприроды на основе эмоциональных
впечатленийисучётомвизуальнойустановкиучит
еля;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.3.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на
основесодержательныхустановокучителявсоответствиисизучаемойтемо
й.

0.5

0

0

17.04.2023
19.04.2023

Приобретать опыт зрительских
умений,включающихнеобходимыезнания,внима
ниекпозиции автора и соотнесение с
личнымжизненнымопытомзрителя;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.4.

Знакомствосживописнойкартиной.

0.5

0

0

20.04.2023
21.04.2023

Рассказыватьиобсуждатьзрительскиевпечатлени
яимысли;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.5.

Обсуждение произведений с ярко выраженным
эмоциональнымнастроениемилисосказочнымсюжетом.ПроизведенияВ.М.
Васнецова,М.А.Врубеляидругиххудожников(повыборуучителя).

1

0

0

24.04.2023
28.04.2023

Знать основные произведения
изучаемыххудожников;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.6.

Художникизритель.Освоениезрительскихуменийнаосновеполучаемыхзнан
ийитворческихустановокнаблюдения.

0.5

0

0

01.05.2023
03.05.2023

Приобретать опыт зрительских
умений,включающихнеобходимыезнания,внима
ниекпозиции автора и соотнесение с
личнымжизненнымопытомзрителя;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.7.

Ассоциацииизличногоопытаучащихсяиоценкаэмоциональногосодержания
произведений.

0.5

0

0

04.05.2023
05.05.2023

Приобретать опыт эстетического
наблюденияприроды на основе эмоциональных
впечатленийисучётомвизуальнойустановкиучит
еля;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

7.8.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А.
А.Пластова,К.Моне,В.ВанГогаидругиххудожников(повыборуучителя)пот
еме«Временагода»

1

0

0

08.05.2023
12.05.2023

Знать основные произведения
изучаемыххудожников;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю7

5

Модуль8.Азбукацифровойграфики
8.1.

Фотографированиемелкихдеталейприроды,запечатлениенафотография
хяркихзрительныхвпечатлений.

1

0

0

15.05.2023
18.05.2023

Приобретать опыт фотографирования с
цельюэстетического и целенаправленного
наблюденияприроды;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

8.2.

Обсуждениевусловияхурокаученическихфотографий,соответствующихизуч 1
аемойтеме.

0

0

22.05.2023
25.05.2023

Приобретать опыт фотографирования с
цельюэстетического и целенаправленного
наблюденияприроды;

Практическая
работа;

resh.edu.ru

Итогопомодулю8

2

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

33

0

0

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темаурока
п/п

Количествочасов

Датаизуч Виды,фо
ения
рмыконт
всего контрольные практические
роля
работы
работы

1.

Восприятие
детскихрисунков.
Навыкивосприятия
произведенийдетского
творчества иформирование
зрительскихумений.

1

0

0

02.09.2022 Практическая
работа;

2.

Первые представления
окомпозиции: на
уровнеобразноговоспри
ятия.
Представление о
различныххудожественных
материалах.Обсуждениесод
ержаниярисунка.

1

0

0

09.09.2022 Практическая
работа;

3.

Линейный
рисунок.Разныевидылини
й.

1

0

0

16.09.2022 Практическая
работа;

4.

Линии в природе. Ветки
(пофотографиям): тонкие —
толстые,
порывистые,угловатые,
плавные идр.Графические
материалы иих особенности.
Приёмырисованиялинией.

1

0

0

23.09.2022 Практическая
работа;

5.

Рисунок с натуры:
рисуноклистьев разной
формы(треугольный,
круглый,овальный,длинны
й).

1

0

0

30.09.2022 Практическая
работа;

6.

Последовательностьрисунк
а.Первичные
навыкиопределения
пропорций ипонимания их
значения. Отодного пятна
—
«тела»,меняяпропорции«ла
п» и
«шеи», получаем
рисункиразныхживотных.

1

0

0

07.10.2022 Практическая
работа;

7.

1
Линейный
тематическийрисунок
(линия-рассказчица)на
сюжет стихотворения
илисюжет из жизни детей
(игрыво дворе, в походе и
др.) спростым и
весёлымповествовательнымс
южетом.

0

0

14.10.2022 Практическая
работа;

8.

1
Пятно-силуэт.
Превращениеслучайного
пятна визображение
зверушки
илифантастическогозверя.
Развитие образного виденияи
способности
целостного,обобщённого
видения. Пятнокак основа
графическогоизображения.Т
ень какпример пятна.
Теневой театр.Силуэт.

0

0

21.10.2022 Практическая
работа;

9.

1
Навыки работы на уроке
сжидкой краской и
кистью,уход за своим
рабочимместом.Рассмотрени
е ианализ средств выражения
—пятна и линии —
виллюстрациях художников
кдетскимкнигам.

0

0

28.10.2022 Практическая
работа;

10. Цвет как одно из
главныхсредств выражения
визобразительном
искусстве.Навыки работы
гуашью вусловияхурока

1

0

0

11.11.2022 Практическая
работа;

11. Три основных
цвета.Ассоциативныепредс
тавления, связанные
скаждым из цветов.
Навыкисмешения красок
иполученияновогоцвета.

1

0

0

18.11.2022 Практическая
работа;

12. Эмоциональнаявыразительн
ость цвета.Цветкак
выражение
настроения,душевногососто
яния.

1

0

0

25.11.2022 Практическая
работа;

13. Н а ш м и р у к р а ш а ю т ц 1
ве т ы.
Живописноеизображениепоп
редстав л ению ив осприя т
ию раз ныхпоцв етуифо р м а
м ц в е т к о в. Р а з в ит и е н
а в ы к о в р а б о т ы гу а ш ь
ю и н а в ы к о в н а блюде н
и я.

0

0

02.12.2022 Практическая
работа;

14. Тематическаякомпозиция
«Временагода».Контрастные
цветовыесостояния времён
года.Работа гуашью, в
техникеаппликации или в
смешаннойтехнике.

1

0

0

09.12.2022 Практическая
работа;

15. Техника
монотипии.Представления о
симметрии.Развитие
ассоциативноговоображения
.

1

0

0

16.12.2022 Практическая
работа;

16. Изображение в
объёме.Приёмы работы
спластилином; дощечка,
стек,тряпочка.Лепка
зверушек изцельной формы
(черепашки,ёжика,зайчикаит
.д.).
Приёмы
вытягивания,вдавливан
ия,
сгибания,скручивания.

1

0

0

23.12.2022 Практическая
работа;

17. Лепка игрушки по
мотивамодного из
наиболееизвестных
народныххудожественных
промыслов(дымковская,
каргопольскаяигрушки или
по выборуучителя с учётом
местныхпромыслов).

1

0

0

30.12.2022 Практическая
работа;

18. Объёмная аппликация
избумаги и
картона.Бумажнаяпластика.
Овладениепервичными
приёмаминадрезания,
закручивания,складывания
в работе
надобъёмнойаппликацией.

1

0

0

13.01.2023 Практическая
работа;

19. Узоры
1
вприроде.Наблюдение
узоровв живой природе (в
условияхурока на
основефотографий).
Эмоциональноэстетическоево
сприятие
объектовдействительности.
Ассоциативноесопоставл
ение сорнаментами в
предметахдекоративноприкладногоискусства.

0

0

20.01.2023 Практическая
работа;

20. Представления о
симметриии наблюдение её
в
природе.Последовательное
ведениеработы над
изображениембабочки по
представлению,использован
ие линиисимметрии при
составленииузоракрыльев.

1

0

0

27.01.2023 Практическая
работа;

21. Узоры и
1
орнаменты,создаваемые
людьми, иразнообразие их
видов.Орнаменты
геометрические
ирастительные.Декоративная
композиция в круге
илиполосе.

0

0

03.02.2023 Практическая
работа;

22. Орнамент, характерный
дляигрушек одного из
наиболееизвестных
народныххудожественных
промыслов.Дымковская,
каргопольскаяигрушка или
по выборуучителя с учётом
местныхпромыслов.

1

0

0

10.02.2023 Практическая
работа;

23. Оригами —
созданиеигрушки для
новогоднейёлки. Приёмы
складываниябумагиФорма
и
украшениебытовыхпредме
тов.

1

0

0

17.02.2023 Практическая
работа;

24. Приёмы
бумагопластики.Сумка
или упаковка и еёдекор.

1

0

0

03.03.2023 Практическая
работа;

25. Наблюдениеразнооб раз ия
1
архит ек турны х п о с т р о е
к в о к р у ж аю щ е м м и р е
п о ф о т о г ра ф и я м, о б с
у ж д е н и е их о с о б е н н о
с т е й и с о ст а в н ы х ч а с
тейздан
ий.Освоениеприёмовк о н с т
р у и р о в а н и я и збу м а г
и. Скла ды ва н и
еобъёмныхпростых
гео м е тр и че с ки х те л.
Овладение
приёмамисклеивания
деталей,надрезания,
вырезани я д е та л е й, и с п
о л ь з о в а н и еп р и ё м о
вс и м м е тр и и.

0

0

10.03.2023 Практическая
работа;

26. Макетирование (илисоздание 1
аппликации)пространственн
ой средысказочного города
из
бумаги,картонаилипластили
на.

0

0

17.03.2023 Практическая
работа;

27. Восприятие
1
произведенийдетскоготво
рчества.
Обсуждение сюжетного
иэмоционального
содержаниядетскихработХуд
ожественноенаблюдение
окружающегомира (мира
природы) ипредметной
среды жизничеловека в
зависимости отпоставленной
аналитическойи
эстетической
задачинаблюдения(установк
и).

0

0

07.04.2023 Практическая
работа;

28. Рассматриваниеиллюстраци 1
й к детскимкнигам на
основесодержательных
установокучителя в
соответствии сизучаемой
темой.Знакомствосживописн
ойкартиной.

0

0

14.04.2023 Практическая
работа;

29. Обсуждение произведений
1
сярко
выраженнымэмоциональным
настроениемили со
сказочным
сюжетом.Произведения В.
М.Васнецова, М. А. Врубеля
идругих художников
(повыборуучителя).

0

0

21.04.2023 Практическая
работа;

30. Художник и
зритель.Освоение
зрительскихумений на
основеполучаемых знаний
итворческих
установокнаблюдения.Ассо
циации изличного опыта
учащихся иоценка
эмоциональногосодержани
япроизведений.

1

0

0

28.04.2023 Практическая
работа;

31. Произведения И.
И.Левитана, А. Г.
ВенециановаИ. И.
Шишкина, А. А.Пластова, К.
Моне, В. ВанГога и других
художников(повыборуучите
ля)потеме
«Временагода»

1

0

0

05.05.2023 Практическая
работа;

32. Фотографирование
мелкихдеталей
природы,запечатление на
фотографияхярких
зрительныхвпечатлений.

1

0

0

12.05.2023 Практическая
работа;

33. Обсуждение в
условияхурока
ученическихфотографий,соо
тветствующих
изучаемойтеме.

1

0

0

19.05.2023 Практическая
работа;

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПОПРОГРАММЕ

33

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Изобразительноеискусство.1класс/КузинВ.С.,КубышкинаЭ.И.,БогатырёвЯ.М.,ООО«ДРОФА»;АО«Из
дательство Просвещение»;
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского
Б.М.;Акционерное;
общество«Издательство«Просвещение»;;Введите
свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
НеменскийБ.М.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству.1-4 . Пособие
дляучителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева,: под редакцией Б.М. Неменского М.:Просвещение2020.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
учебник
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
листА4,А3краски,кисти.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 059-81-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».