ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» После периода обучения грамоте начинается раздельное изучениепредметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отвоводится( 3 часа в неделю), суммарно 99 часа ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; — владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; — составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; — сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; — выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; — обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы 4 0 0 05.09.2022 12.09.2022 Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 13.09.2022 16.09.2022 Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом; Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 19.09.2022 Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет; Устный опрос; 20.09.2022 Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками; Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»; Устный опрос; 21.09.2022 Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося); Устный опрос; ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Раздел 1. Развитие речи 1.1. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух Итого по разделу: 4 Раздел 2. Слово и предложение 2.1. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. 2 0 0 2.2. Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. 1 0 0 2.3. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. 1 0 0 2.4. Осознание единства звукового состава слова и его значения 1 0 0 Итого по разделу: Презентации Презентации Аудиозапись Учи ру Презентации Аудиозапись 5 Раздел 3. Чтение. Графика. 3.1. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). 4 0 0 26.09.2022 03.10.2022 Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.2. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 6 0 0 04.10.2022 17.10.2022 Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.3. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. 6 0 0 18.10.2022 31.10.2022 Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.4. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. 7 0 0 14.11.2022 21.11.2022 Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.5. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). 4 0 0 22.11.2022 29.11.2022 Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.6. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. 4 0 0 30.11.2022 09.12.2022 Работа в парах: тренировка в выразительном чтении; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.7. Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы. 4 0 0 12.12.2022 19.12.2022 Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.8. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. 4 0 0 20.12.2022 28.12.2022 Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.9. Овладение слоговым принципом русской графики. 3 0 0 11.01.2023 13.01.2023 Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.10. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. 3 0 0 16.01.2023 18.01.2023 Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.11. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. 4 0 0 23.01.2023 31.01.2023 Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.12. Функции букв е, ё, ю, я. 4 0 0 01.02.2023 08.02.2023 Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.13. Мягкий знак как показатель мягкости предшест‐ вующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. 3 0 0 13.02.2023 15.02.2023 Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.14. Функция букв ь и ъ. 2 0 0 27.02.2023 28.02.2023 Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 3.15. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв 1 0 0 01.03.2023 Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для систематизации информации, о важности знания последовательности букв в русском алфавите; Игра-соревнование «Повтори алфавит»; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Итого по разделу: 59 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС 4. 1.1. Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) 5 0 0 .06.03.2023 14.03.2023 Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста; Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.2. Произведения о детях и для детей 7 0 0 15.03.2023 21.03.2023 03.04.2023 05.04.2023 Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.3. Произведения о родной природе 5 0 0 10.04.2023 18.04.2023 Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.4. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры 3 0 0 19.04.2023 25.04.2023 Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении; Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, веселить, потешать); Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.5. Произведения о братьях наших меньших 5 0 0 26.04.2023 10.05.2023 Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения; Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности событий с опорой на ключевые слова; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.6. Произведения о маме 2 0 0 15.05.2023 16.05.2023 Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2 произведений по выбору); Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии 3 0 0 17.05.2023 24.05.2023 Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря; Устный опрос; Презентации Аудиозапись Учи ру 1.8. Библиографическая культура (работа с детской книгой) 1 0 0 25.04.2023 Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге; Устный опрос; Презентации 0 0 Итого по разделу: 31 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 99 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Речь устная и письменная. 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 2. Предложение. Слово и предложение. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 3. Слово и слог. 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 4. Слово и слог. Ударение.Ударный слог. 5. Деление слов на слоги Слог-слияние. 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; 6. Гласные и согласные звуки. 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 7. Гласный звук [а],буквы А,а 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 8. Гласный звук [о]. буквы О,о 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 9. Гласный звук [и], буквы И,и 1 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 10. Гласный звук [ы], буква ы 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 11. Гласный звук [у], буквы У,у 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 12. Согласные звуки [н], [н'], буква Н,н 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 13. Согласные звуки [c], [c'], буквы С,с 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 1 12.09.2022 14. Согласные звуки [к],[к'], буквы К,к 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 15. Согласные буквы [т].[т']. буква Т,т 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 16. Согласные звуки [л],[л'],буква Л,л 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 17. Согласные звуки [р],[р'],буква Р,р 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 18. Согласные звуки[в],[в'], буква В,в 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 19. Звуки [й'э], ['э].Буква Е,е 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 20. Согласные звуки [п], [п'],буква П,п 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 21. Согласные звуки [м], [м'].Буква М,м 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 22. Согласные звуки [з], [з'], буква З,з 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 23. Согласные звуки [б], [б'], буква Б,б 1 0 0 25.10.2022 Устный опрос; 24. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 25. Согласные звуки [д], [д'], буква Д,д 1 0 0 31.10.2022 Устный опрос; 26. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 27. Звуки [й'а], ['а], буква Я,я 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 28. Буква Я - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 29. Согласные звуки [г], [г'], буква Г,г 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 30. Согласный звук [ч'], буква Ч,ч 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 31. Согласный звук [ч'], буква Ч,ч 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 32. Буква ь - показатель мягкости предшествующего согласного. 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 33. Согласный звук [ш], буква Ш,ш 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 34. Чтение текстов с изученными буквами. 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 35. Согласный звук [ж], буква Ж,ж 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 36. Гласная буква Ё,ё 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 37. Гласная буква Ё,ё 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 38. Звук [й], буква Й,й 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 39. Согласные звуки [х], [х'], буква Х,х 1 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 40. Звуки [й'у], ['у], буква Ю,ю 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 41. Чтение слов и предложений с изученными буквами. 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 42. Согласный звук [ц], буква Ц,ц 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 43. Гласный звук [э], буква Э,э 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 44. Согласный звук [щ'], буква Щ,щ 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 45. Чтение предложений и текстов. 1 0 0 27.12.2022 Устный опрос; 46. Согласные звуки [ф], [ф'], буква Ф,ф 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 47. Буквы ь,ъ 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 48. ь и ъ разделительный знаки 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 49. Чтение коротких текстов с изученными буквами. 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 50. Как хорошо уметь читать. 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 51. Как мальчик Женя научился говорить букву "р".Е.Чарушин 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; Наше Отечество.К.Ушинский 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 53. Первый букварь.В.Крупин 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 54. А.С.Пушкин "Сказки" 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 55. Л.Н.Толстой, Рассказы 1 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 56. Д.Ушинский.Рассказы 57. К.И.Чуковский 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 58. В.В.Бианки"Первая охота" 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 52. 01.02.2023 Устный опрос; 59. С.Я.Маршак.Стихи 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 60. М.М.Пришвин. Рассказы 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 61. А.Л.Барто.Стихи 1 0 0 14.02.2023 Устный опрос; 62. С.В.Михалков "Котята" 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 63. Весёлые стихи Б.В.Заходера 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 64. В.Д.Берестов "Прощание с другом" 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 65. Проверим и оценим свои достижения 1 0 0 01.03.2023 Тестирование; 66. Проект "Живая азбука" 1 0 0 06.03.2023 Проектная работа; 67. В.Данько "Загадочные буквы" И.Токмакова "Аля,Кляксич и буква "А" 1 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 68. С.Чёрный "Живая азбука" Ф.Кривин "Почему "А" поётся, а "Б"нет 1 0 0 08.03.2023 Чтение наизусть; 69. Сапгир "Про медведя" 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 70. Бородицкая, И.Гамазкова.Стихи. 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 71. Я.Маршак "Автобус номер 26"Проект "Город букв" 1 0 0 15.03.2023 Проектная работа; 72. Проверим и оценим свои достижения 1 0 0 20.03.2023 Тестирование; 73. "Теремок" Е.Чарушин Рукавичка.(рус.нар.сказка) 1 0 0 21.03.2023 Чтение по ролям; 74. Малые фольклорные жанры. Загадки,песенки,потешки,небылицы 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 75. А.С.Пушкин .Стихи 1 0 0 04.04.2023 Чтение наизусть; 76. Петух и собака(рус.нар. сказка) Из старинных книг.К.Ушинский. Рассказы. 1 0 0 05.04.2023 Пересказ; 77. А.Майков "Ласточка примчалась..", А.Плещеев "Травка зеленеет" 1 0 0 10.04.2023 Чтение наизусть; 78. С.Маршак "Апрель", И.Токмакова "Ручей" 1 0 0 11.04.2023 Чтение наизусть; 79. Стихи-загадки.Е.Трутнева, И.Токмакова Проект"Азбука загадок" 1 0 0 12.04.2023 Проектная работа; 80. И.Токмакова "Мы играли в хохотушки" 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 81. Я.Тайц "Волк" 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 82. Н.Артюхова "Саша-дразнилка" 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; Пересказ; 83. К.Чуковский "Федотка", О.Дриз "Привет" 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 84. О.Григорьев, И.Пивоварова К.Чуковский "Телефон" 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; 85. М.Пляцковский "Помощник" Из старинных книг. К.Ушинский.Рассказы 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 86. Ю.Ермолаев "Лучший друг" Е.Благинина "Подарок" 1 0 0 01.05.2023 Устный опрос; 87. В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков 1 " Бараны" 0 0 02.05.2023 Устный опрос; 88. Р.Сеф,В.Берестов.Стихи 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 1 89. И.Пивоварова "Вежливый ослик" Я.Аким "Моя родня" 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 90. С.Маршак "Хороший день" Сердитый 1 дог Буль". (По М.Пляцковскому) 0 0 09.05.2023 Устный опрос; 91. Сердитый дог Буль". (По М. Пляцковскому) Из старинных книг. Д.Тихомиров.Рассказы 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; С.Михалков "Трезор" 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 93. В.Осеева "Плохо" 1 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 94. И.Токмакова "Купите собаку" 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 95. М.Пляцковский "Цап Царапыч"Г.Сапгир "Кошка" 1 0 0 18.05.2023 Устный опрос; 96. Контроль техники чтения 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 97. В.Лунин " Никого не обижай" С.Михалков "Важный совет" 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; 98. Д.Хармс "Храбрый ёж",Н.Сладков"Лисица и ёж"Из старинных книг. С Аксаков"Гнездо" 1 0 0 24.05.2023 Устный опрос; 99. Обобщение 1 0 0 25.05.2023 Устный опрос; 92. Все 99часов го УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Наборное полотно "Касса букв", слоговые карточки для чтения ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Компьютер, телевизор