литература 5-9(ФГОС)

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:







Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ. Принят 21 декабря
2012г.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. N 1897).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и
науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел 10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189)

 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«
. .
»
Программы и учебники, реализующие рабочую программу:
Примерная программа по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»,2011.
Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией
В.Я.Коровиной 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014
Курс направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения
понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание
интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и
других стран.
В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры:
формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в
соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться
справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературы формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать
себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет
техникой чтения и приѐмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературы пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание
читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение
автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Школьники
учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и

историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу
произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому
восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает
задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных
жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с
отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6
классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе —
взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе),
в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Данная программа рассчитана на 442 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном)
учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации Обязательное изучение
литературы осуществляется в следующем объеме объѐме:
в 5 классе — 102 ч,
в 6 классе — 102 ч,
в 7 классе — 68 ч,
в 8 классе — 68 ч,
в 9 классе — 102 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Россиии мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учѐта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков,
литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания изведения (элементы
филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные
темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие
произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 059-81-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».