Аннотация к рабочей программе по литературе 7-9 класс Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе для 5-9 классов, авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. и регионального базисного учебного плана. Цели изучения литературы Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического и проблемно-тематического принципов. Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако, на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста. Литературное образование в школе состоит из трѐх основных этапов, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с остальными. Первый этап-начальное литературное образование(1-3 классы), второй этап –общее литературное образование (5-9 классы), третий этап - углубленное изучение литературы 19-20вв (10-11 классы). Программа рассчитана в 7 классе – 70 часов(2 ч. в неделю),8 классе - 68 часов(2 ч. в неделю),9 классе-102 часа(3 ч. в неделю). Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям): сочинений 7 класс 8 класс 9 класс Классных 2 3 3-4 домашних 2 3 3 Объем сочинений в страницах за (2ч) 1,5-2 2-3 3-4 Требования к уровню подготовки выпускников основной школы В результате изучения литературы ученик должен Базовые знания Развитие познавательных умений знать/понимать уметь образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретиколитературные понятия; - воспринимать и анализировать художественный текст; -выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения Формирование ценностномировоззренческих ориентаций использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.